«Таких показателей не было никогда»

11.07.202410:04

Генеральный директор Mriya Resort & SPA Самвел Саруханян — о плюсах летнего сезона и проблемах индустрии. 

Аналитики прогнозируют пиковый спрос на черноморские курорты в этом году, как и годами ранее. Однако по Крыму цифры идут особняком. Вы ощутили рост продаж?

— Да, спрос увеличивается. К текущему моменту у нас уровень загрузки 92%. Таких показателей не было никогда. Мы ожидаем, что к концу года выйдем на итоговые цифры в 85%. Это относительный показатель, потому что мы только в июне завершили первый этап реновации.

Особенно заметна разница с прошлым годом, если мы говорим про межсезонье. В этом году межсезонье подросло на 20–30%. В целом MICE-сегмент (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions, — направления делового туризма — прим. ред.) очень неплохо прибавил. Причем мы подхватили инициативы, сошедшие на нет: например, большую свадебную конференцию, которую организаторы после пандемии решили не проводить, мы возродили собственными силами.

Кроме того, мы видим, что многих перестали смущать проблемы с логистикой, появились более удобные способы добраться до крымских курортов. Туристы летят в Ставрополь или Минводы, а потом добираются на машине. По ходу движения могут посетить какие-то интересные объекты, что становится элементом конференции или нетворкинга.


Изменилась ли при этом длительность пребывания?

— Да, если в прошлом году гости останавливались в среднем на семь дней, в этом году сроки уже подросли до девяти. Это не может нас не радовать, потому что узнать о нашем проекте, погрузиться в нашу философию и реально отдохнуть — на это требуется около двух недель.

Вы упомянули реновацию. Когда планируется завершить проект?

— Реновация, а она подразумевает полный снос номера и новое строительство, стартовала в январе, и 1 июня мы открыли 100 новых номеров для гостей. До этого был тестовый период, а теперь проверяем результат на большой выборке. После того как поймем, что аудитории нравится, что — нет, пойдем во второй этап. Полный цикл реновации планируем завершить к концу 2025 года.


Что для вас и команды значит философия осознанного премиума, как эти принципы реализуются на курорте?

— Премиум-формат принято определять по цене, но гораздо важнее ценность, которая стоит за услугой или продуктом. И первое не равно второму. Есть те, кто всегда будет недоволен ценой, и те, кто не сможет наполнить предложение должной ценностью. Именно поэтому я уверен, что нельзя всю индустрию премиальной категории стричь под одну гребенку в «пять звезд».

За рубежом есть разные пять звезд: пять звезд «премиум» и пять звезд «ультра-премиум», и разница между ними понятна. «Ультра-премиум» не дает возможности совершить ни одну помарку в сервисе, ты должен сделать больше, чем от тебя ожидают, и выйти за рамки отеля, например, организовать встречу в аэропорту. Мы работаем со схожей концепцией.

На концептуальном уровне мы относимся к премиуму как к слову, которое характеризует наш уровень осознанности. Если пять лет назад мы видели своей миссией создавать мир, в который хочется вернуться, в прошлом году мы ее переосмыслили.

Мы задали себе вопрос: «Мы, реально боремся за то, чтобы люди возвращались в “Мрию”?» И поняли, что нет. Мы боремся за то, чтобы люди становились лучше, каждый раз приезжая в «Мрию».


Что вы для этого делаете?

— Повышаем уровень сервиса, создаем новые продукты с глубокой экспертизой. Например, у нас 24 вида санаторно-курортных программ. Актуально? Да, потому что в среднем двухнедельная санаторно-курортная программа снижает биологический возраст человека на пять лет. Но есть 3% гостей, для которых это работает наоборот, они после таких процедур стареют. Это показало наше собственное исследование. А это значит, что конвейерный метод к премиальному отдыху неприменим, нужен глубоко персонализированный формат.

Еще пример реализации осознанного премиума — отказ от концепции Аll inclusive, в чем нас часто упрекают. Мы не хотим, чтобы наши гости потребляли избыточное количество еды и алкоголя. Это просто вредно. Шведскую линию убрать тяжело, но стараемся сделать ее полезной: поменяли меню, перешли на фермерские продукты, предлагаем здоровые десерты. Все равно потребление зашкаливает: в среднем гости в первые сутки съедают до 5,5 кг еды. Это кошмарная цифра. Мы хотим от этого уйти и создать условия, при которых человек сделает лучший выбор, не ощущая себя ограниченным.

Все для того, чтобы отдых сделал тебя здоровее, сильнее и активнее.


Как вы ставили оздоровительную историю? Пользуется ли она популярностью?

— Начну с цифр. На старте медициной пользовались 40% наших гостей. Сегодня бывают периоды, когда показатель доходит до 80–90%, и периоды, где мы падаем до 40%. В среднем более 60% отдыхающих проходят санаторно-курортные программы и оздоровительные процедуры. Поэтому точно востребовано, но есть куда расти.

На старте с формированием программ нам помогли ФMБA. Но постепенно мы поняли, что услуги для ультрапремиальной аудитории должны быть реализованы по особому формату. Эти гости не приемлют никаких очередей, не приемлют отсутствия приватности: они даже в коридоре не хотели бы пересекаться с другими отдыхающими.

Так была организована работа нашего косметологического центра и открытого впоследствии Института активного долголетия. К первому блоку в 2019 году присоединился бальнеологический комплекс. Кстати, ранее мы использовали привозную сухую грязь, а сегодня работаем с живой сакской грязью, для чего запустили собственный заводик, где сырье проходит регенерацию и может использоваться до четырех раз. После пятого цикла регенерации мы возвращаем грязь в природу, то есть получаем максимальную пользу для организма и минимум вредим природе.


Опять вернулись к осознанности. Винная и сырная история тоже из этой серии?

— Пожалуй, что да. С момента открытия WINEPARK стал ключевым игроком в развитии виноделия в стране. Основной миссией Винного парка является объединение на площадке лучших инициатив для возрождения статуса России как уникального винодельческого региона. Винный Парк выступает катализатором развития виноделия, привлекая внимание туристов и предоставляя уникальный опыт винного туризма. Винные мероприятия, дегустации и туры по виноградникам не только способствуют расширению знаний о виноделии, но и создают благоприятную атмосферу для поддержки местных производителей и развития сельских территорий.

Также мы пошли в смежные продукты, в сыры. Долго отлаживали поставки качественного молока, пока не дошли до того, что наши контролеры качества находятся в фермерских хозяйствах. И сегодня мы производим сыры как мягкие, так и твердые. Сейчас у нас в закладке под три года лежат «Пармезан» и «Грюйер».

И сколько у сыроварни производственная мощность? Это коммерческий проект?

— В среднем мы производим в районе 300 килограммов сыра в сутки, можем производить до тонны. Показатель сильно разнится в зависимости от вида продукта. И винодельня, и сыроварня — коммерческие проекты, поддерживающие друг друга. Особняком стоит оливковая история.


Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

— В нашем винном парке провели большую совместную работу итальянские архитекторы и японские ландшафтники. И пришли к решению, что посреди виноградника, разрезая его вдоль, будет высажена оливковая аллея. Просто для красоты. Когда деревья дали плоды, собрали их и попробовали сделать масло — ради интереса. Получилось натуральное, чистое оливковое масло — правда, всего 80 литров. В 2023 году уже сделали 330 литров. Узнав об этом, другие хозяйства, например Ливадийский дворец, попросили: соберите у нас оливки и сделайте масло. Проект начал расти, теперь задумаемся о развитии.

В этом году вы заявляли об открытии марины. Как возникла идея и как она развивается?

— Во-первых, у нас есть свои яхты, которые приходится парковать в Балаклаве, до которой более часа езды. Это неудобно, поэтому решили сделать марину у себя, тем более что в этом случае она одновременно защищала бы берег от коррозии. Сейчас мы активно ведем работы и надеемся, что в августе пройдет торжественное открытие.

А пока начали проводить яхтенные регаты, завели детскую школу яхтенного спорта. Так что проект будет расти и развиваться. Замечу, что у нас много запросов на то, чтобы яхты ставить на нашей территории. Кто-то хочет на весь год оставлять у нас, потому что, так или иначе, приятно, когда полная забота как о людях, так и об оборудовании. 


На многих ключевых форумах страны часто поднимаются вопросы, связанные с HoReCa. Какие, на ваш взгляд, самые «острые» и важными вопросы стоят перед компаниями в этом направлении?

— На мой взгляд, важнейшие темой является ликвидация кадрового дефицита и повышению уровня профессиональной подготовки.

Мы в эти направления инвестируем огромные суммы — создали собственную Академию гостеприимства. Первоначально это был внутрикорпоративный проект, чтобы сотрудники повышали квалификацию. Когда стало понятно, что персонала все равно не хватает, вывели проект на внешний рынок и ежегодно обучаем 10 тысяч студентов. И этого не хватает! Запустили партнерские проекты с вузами и ссузами, для колледжей в рамках нацпроекта «Профессионалитет» выдали профстандарты. И этого недостаточно! Ушли в школы, сформировали первые классы гостеприимства, ученики которых получают на выпускном официальную корочку и могут работать экспертным официантом или горничной.

Мы поняли для себя, что нужно копать глубже. Сейчас рассматриваем идею открытия специализированной школы рядом с курортом. И даже ведем ознакомительные занятия в детском саду. Рассказываем об азах: что такое профессия официанта, как заправить свою кроватку, как красиво принести маме и папе чай.


Крым был территорией, где люди не очень понимали, что такое сервис. И была проблема набрать персонал, который бы отвечал требованиям премиального курорта.

— 10 лет назад мы выходили с ощущением, что в «Мрии» 90% работников будут местными и 10% привлечем из других регионов. А получилось все наоборот — 10% местного и 90% привлеченного. Более того, у местного населения была особенность: они видели в туристах не людей, а деньги, которые можно на них заработать. Это такая общая проблема российского юга, которую очень сложно решить исключительно программами обучения. Нужно развитие новой философии и культуры. Ты всегда должен быть на стороне человека, который напротив тебя. Если у тебя этого нет, то в индустрии гостеприимства работать не сможешь.

Мы вкладывались во всю эту историю, и могу констатировать, что Крым за 10 лет очень сильно изменился.