Такой FIAT нам нужен

Нынешней осенью на российских дорогах появилось сразу несколько моделей недорогих иномарок сегмента В. Законодателями мод выступили, как водится, французы. Превратив хэтчбек Clio в любезный отечественным автолюбителям седан (Clio Symbol), Renault сделала серьезную заявку на лидерство. К новинке от Skoda - Fabia - неожиданно добавилась "воскресшая" Felicia. В этих условиях российский дебют "всемирных автомобилей" FIAT оказался не самым впечатляющим. Впрочем, Palio, успевший перед приходом в Россию покорить южноамериканские джунгли и североафриканские пески, думается, не спасует и на наших просторах.

 

Честно говоря, впечатление от первой встречи с малюткой Palio во время презентационного тест-драйва было не самым благоприятным. Не без труда протиснувшись в салон и откатав положенное по трассе, размеченной фиатовцами вокруг одного из подмосковных отелей, я покинул тесноватый автомобиль без тени сожаления. Однако серьезный интерес, проявляемый к этому хэтчбеку в странах "третьего мира", и уверенность итальянцев в неизбежном успехе Palio на российских просторах оказались вескими причинами, чтобы продолжить знакомство с самым маленьким из "всемирных автомобилей". (Подробнее об интернациональном проекте итальянского концерна см. "Ко" № 42 от 6 ноября 2000 года.)

Не претендуя на последнее слово в дизайне (Palio добрался до России на четвертом году производства), автомобильчик все же не выглядит архаичным. Сверхзадача, поставленная перед стилистами туринского дизайн-центра I.DE.A, - создать машину, которая пришлась бы по вкусу автолюбителям в любой стране мира, - воплотилась в экстерьер, способный, как утверждают итальянцы, "пережить сиюминутные веяния моды". О справедливости этого утверждения предоставим судить миллиону с лишним автомобилистов, отдавших предпочтение округлым формам крепыша Palio. Добавим лишь, что радикально обновленные автомобили "всемирного" семейства уже практически готовы к серийному производству и должны быть представлены широкой публике будущей весной.

Впрочем, для потенциальных покупателей автомобиля за $8,2 тыс. (а именно столько просят за хэтчбек в базовой комплектации) дизайн - категория не приоритетная. Гораздо важнее, как поведет себя машина в эксплуатации: не разорит ли расходами на бензин и техобслуживание, выживет ли в суровом климате, да без нормальных дорог? И что хозяин Palio сможет на нем возить, кроме себя самого?

С такими вот мыслями я открыл заднюю дверь, обнаружив под багажной полкой довольно вместительное для автомобиля класса B отделение, 280 л которого легко поглощают несколько дорожных сумок либо мешков с картошкой или цементом. А когда я сложил заднее сиденье, салон Palio превратился в ровную грузовую платформу, куда при желании вошла бы и стиральная машина.

Вернув спинку в исходное положение, я попытался влезть в шкуру заднего пассажира, но сразу понял, что рослым и плотным там делать нечего: голова упрется в потолок, а колени - в спинку переднего сиденья. Удовольствия поездкам "на галерке" не добавляют и слабо поддающиеся регулировке ремни безопасности (они в отличие от передних не инерционные), и отсутствие каких бы то ни было дополнительных "удобств" вроде подстаканников, карманов, пепельниц. Впрочем, последняя опция задним пассажирам все же доступна, но при условии, что курящий сядет справа: маленькая пепельница-вертушка имеется лишь в этой двери.

Лишний раз убедившись, что автомобили сегмента B совершенно справедливо позиционируются их производителями как машины для людей молодых и несемейных, пересаживаюсь на водительское место. Отодвигаю кресло назад (за мной не садиться!), регулирую высоту спинки, подгоняю по высоте рулевую колонку. Забегая вперед, замечу, что на тест нам дали машину далеко не "голую" (со всеми дополнительными опциями ее стоимость превышала $11,5 тыс.), однако регулируемый руль на Palio - в базе. Сидишь здесь по-минивэновски высоко, но за улучшенную обзорность рослому водителю придется платить постоянным риском испортить прическу (и где эти заявленные производителем 965 мм от подушек сидений до потолка?). Может, назад надо сильнее откидываться?

Уселся. Осваиваю комбинацию приборов, благо она здесь несложная: циферблатов всего три. В центре - спидометр, проградуированный до 200 км/ч. По бокам разместились указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Все шкалы крупные и читаются очень легко. На массивной центральной консоли дефлекторы системы вентиляции поменялись местами с магнитолой: она здесь в самом верху, под козырьком передней панели (правда, в исполнении для России штатная аудиосистема почему-то отсутствует - "музыка" отнесена в разряд дополнительных опций). Зато в базовой комплектации имеются "излишества" вроде противопылевого фильтра в системе вентиляции, рециркуляции воздуха в салоне и электрообогрева лобового стекла вкупе с зеркалами заднего вида. Последняя опция - часть так называемого арктического пакета (увеличены емкость аккумулятора и мощность стартера, все резинотехнические изделия и пластмассовые части заменены морозоустойчивыми аналогами), позволяющего эксплуатировать машину при температурах до минус 40 градусов по Цельсию.

Катаясь на Palio по городским улицам, я жалел лишь об отсутствии автоматической коробки передач (она здесь механическая 5-ступенчатая). Маленький хэтчбек с легкостью просачивался сквозь плотное сито московских пробок, уверенно скакал по бордюрам и легко "глотал" все дорожные неровности (спасибо увеличенному клиренсу и усиленным подвескам). Вырываясь на редкие в плотном городском трафике скоростные прямые, уже на 80 км/ч чувствуешь себя пилотом Formula 1 - кажется, будто едешь в два раза быстрее. При этом слабоватый для утяжеленной адаптационными ухищрениями машины 71-сильный 1,2-литровый моторчик настоятельно требует пятой передачи. Впрочем, ощущения от скоростной езды на Palio не меняются и при "паспортных" 166 км/ч: разве только дорогу автомобильчик держит чуть хуже, а сильная раскачка на продольных волнах вполне способна добавить седых волос.

Вообще, анализируя ездовые качества Palio, невольно вспоминаешь известное изречение о гоголевской "Шинели". В сущности Palio, как и его "единокровный брат" Punto, "вышли" из патриарха современных фиатовских малолитражек - Uno, унаследовав немало недостатков своего прародителя. Подобно Uno, наш хэтчбек норовил выскочить за пределы заданной траектории в крутых поворотах, да и в ситуации с продольными волнами повел себя вполне в духе пращура. Полностью оправдывая звание городского автомобиля, Palio (опять же как Uno) прекрасно тянет "на низах", обеспечивая динамичный старт на первой-второй передачах. Зато, поддерживая в общем потоке на четвертой передаче 60 км/ч, водитель практически лишен возможности резко маневрировать без перехода на ступень ниже. Вообще двигатель Palio эластичным не назовешь - работать рычагом коробки передач приходится гораздо чаще, чем хотелось бы.

Впрочем, познакомившись с Palio поближе и поняв, чего можно требовать от машинки, а чего нет, понимаешь: автомобильчик-то отнюдь не плох. Да, базовое оснащение "итальянца" богатым не назовешь. Однако за дополнительные деньги фиатовские дилеры предлагают "упаковать" хэтчбек по полной программе (джентльменский набор - электропакет, гидроусилитель, кондиционер, АБС и водительская подушка - превратит Palio во вполне приличный автомобиль, "утяжелив" его примерно на $2 тыс.). А окончательно примирил меня со всеми недостатками Palio... указатель уровня топлива. Получив машину с полубаком бензина (запас топлива у Palio - 47 л) и накатав за пару дней без малого 500 км, я ни разу не заехал на заправку! Стрелка, конечно, сползла на нулевую отметку, но лампочка так и не зажглась. Кстати, непритязательный автомобильчик вполне лоялен к 92-му бензину.

В общем, расстались мы с Palio друзьями. И, поверив в разрекламированную фиатовцами феноменальную выносливость автомобиля, ему можно прочить если и не 20% в сегменте В, то, во всяком случае, видное место на российском рынке иномарок.