Top.Mail.Ru
архив

Такси на Таганрог заказывали?

Таганрогский автомобильный завод, производитель фургонов Citroen Berlingo и седанов Hyundai Accent, начал активно внедряться на московский рынок таксомоторных перевозок. Как заявляет руководство ТагАЗа, смысл этого проекта вовсе не в том, чтобы заработать на предоставлении транспортных услуг. Главная цель проекта – продвижение таганрогских автомобилей «в массы».

 

В строительство Таганрогского автомобильного завода (ТагАЗ) финансово-промышленная группа «Донинвест» вложила $320 млн. Для сравнения: совместный проект АвтоВАЗа и General Motors по сборке Chevy-Niva оценивается примерно в $200 млн. Но инвестиции в современное автомобильное производство оказались делом весьма рискованным.

Завод был пущен в кризисном 1998 году, а вскоре обанкротился главный иностранный партнер ТагАЗа – южнокорейская компания Daewoo. Казалось, у автозавода нет будущего. И тем не менее ТагАЗу удалось найти новых партнеров. В мае 2001 года в Таганроге начали выпускать южнокорейский автомобиль Hyundai Accent. Чуть позже было налажено производство грузопассажирских фургонов Citroen Berlingo под маркой «Донинвест Орион-М». Завод рассчитан на выпуск 120 000 автомобилей в год. Однако запуск производства не означал решения всех проблем. Мощности завода были заполнены менее чем на 10%, к тому же автомобили нужно было как-то продавать, а с этим дела обстояли еще хуже.

Несмотря на довольно привлекательную цену – оба автомобиля стоят примерно по $10 000, – ажиотажного спроса ни на Accent, ни на «Орион-М» не наблюдалось. Первой машине явно не хватало «нагрузки по имиджу»: покупатели относились к корейскому автомобилю, да еще и собранному в Таганроге, с недоверием. А Citroen Berlingo, несмотря на узнаваемость и авторитет брэнда, принадлежит к так называемой категории нишевых автомобилей – этот грузопассажирский фургон рассчитан на специфического потребителя. Денег же на широкомасштабную рекламную кампанию и PR-акцию, которые рассказали бы о достоинствах этих автомобилей, на ТагАЗе не было. Тогда руководство завода пошло на весьма нестандартный ход. Автомобиль должен был заявить о себе на рынке конкретным делом. Так и родился проект создания «таганрогского» такси.

Данная программа выполняла несколько задач. Создавая подконтрольные заводу таксомоторные предприятия, ТагАЗ увеличивает сбыт, а таганрогские автомобили с «шашечками» на борту служат наглядной рекламой. Кроме того, садясь в Citroen Berlingo или Hyundai Accent, каждый пассажир как бы «примеривает» машину на себя. Большинство автомобильных дилеров многое отдали бы для того, чтобы заманить к себе такое количество клиентов на тест-драйв. Есть от проекта и чисто практическая польза: работа с такси на 100% загружает мощности станций техобслуживания дилеров.

«На борту наших такси не случайно написан слоган «Выбери Citroen», а не реклама таксомоторных услуг», – говорит автор и руководитель этого проекта Андрей Фрадкин. Занимая пост генерального директора фирмы «Аксай-1» – эксклюзивного дистрибутора «ТагАЗа», Фрадкин фактически отвечает за маркетинговую политику завода. «На данном этапе, – заявляет он, – мы считаем главной целью данного проекта создание положительного имиджа нашей продукции на рынке».

И такая тактика, по всей видимости, оправдывает себя. Итоги продаж за полугодие показывают, что, как только на улицах столицы появились фургончики-такси Citroen Berlingo, объем реализации этих автомобилей среди частных лиц и корпоративных клиентов вырос примерно на 50%. Воодушевленный успехом Berlingo, Фрадкин решил нарисовать «шашечки» и на бортах Hyundai Accent.

В столице таксомоторный проект ТагАЗа осуществляет аффилированная с заводом компания «Техника 3М». Сегодня в Москве на линиях работают около 60 машин Citroen Berlingo и порядка 20 Hyundai Accent. К середине следующего года количество «тагазовских» таксомоторов вырастет в Москве до 120 – 150 машин. Еще около 100 Citroen Berlingo работают в Ростове-на-Дону (там проект ведет компания «Аксай-Авто»). Автомобили предоставляются в лизинг сроком на один год. Цена при этом ниже розничной, а процент по лизинговым выплатам на уровне стандартных банковских кредитов.

Заместитель гендиректора фирмы «Аксай-1» Андрей Кудин говорит, что «таксомоторный» способ продвижения марки был одним из немногих возможных в условиях жесткого дефицита оборотных средств, который испытывает ТагАЗ: практически все деньги от продажи машин вновь возвращаются в производство.

А руководство ТагАЗа пытается сейчас расширить проект, ведя с администрациями российских городов переговоры относительно обновления парка такси. Например, весьма лакомым кусочком выглядит контракт на поставку таксомоторов в Санкт-Петербург (северная столица, напомним, активно готовится к своему 300-летию). Договориться с московской администрацией о создании муниципального такси на базе парка фургончиков «Орион-М» компании не удалось. (И это при том, что столичный мэр неравнодушен к таксомоторным проектам. Достаточно вспомнить экзотический Metrocab – лондонское такси, которое планировалось собирать на Тушинском машиностроительном заводе.) Более успешно продвигаются переговоры с правительством Татарстана и администрацией Челябинска.

Перспективность данного направления маркетинга подтверждается, в частности, тем, что по пути ТагАЗа пошли и московские дилеры других автомобильных марок. Так, компания «Элекс-Полюс», торгующая отечественными машинами, разворачивает собственный таксомоторный бизнес на базе автомобилей «Волга».

Известно также, что холдинг «Руспромавто», владеющий Горьковским автомобильным заводом, начал программу «Русское такси». Она предусматривает предоставление автомобилей в лизинг таксомоторным предприятиям. «Волги» с бортовой надписью «Новое желтое такси» поставлялись в Москву как раз в рамках этой программы.

Единственный, кто, по всей видимости, не получит никаких дивидендов от «таксомоторного» проекта ТагАЗа – это Citroen. Управляющий одного из московских дилеров французской марки, не пожелавший раскрывать своего имени, посетовал: «Данная кампания, несомненно, «подтянет» имидж продукции ТагАЗа и увеличит объемы реализации, однако на продажах Citroen французской сборки она никоим образом не скажется. А быть может, даже повредит: все-таки таганрогские машины – это не на 100% Citroen».

Еще по теме