Там, где «паркетник» не пройдет
Согласно статистике, девять из десяти владельцев джипов никогда в жизни не использовали возможностей своих автомобилей полностью. А обладать тем, чем никогда не пользуешься, не очень-то логично. Вы, например, согласны таскать в сумке набор отмычек, на случай если вдруг потеряете ключи от своей квартиры?
Человеку, который решился на покупку внедорожника, сделать выбор довольно сложно (если, конечно, он не ярый приверженец конкретной марки). Разные джипы обладают разными же, зачастую противоположными потребительскими качествами. Поэтому довольно непросто выбрать именно тот джип, которого будет «не много, но и не мало». Таблицу, в которой «Ко» классифицирует внедорожники, мы составили с помощью председателя комитета по ралли-рейдам Российской федерации автоспорта Леонида Майорова, неоднократного участника марафона Париж – Дакар и этапов Кубка мира по ралли-рейдам. В таблице представлены только автомобили, продающиеся в России через официальных дилеров.
«Если принимать во внимание исключительно внедорожные качества автомобилей, – говорит Леонид Майоров, – то я бы разделил все «джипы», как принято называть их в обиходе, на четыре группы: легковые автомобили с чертами внедорожника; автомобили для активного отдыха и люкс-внедорожники; обычные внедорожники; профессиональные внедорожники. Стоит оговориться, что деление это достаточно условно. Естественно, существуют переходные варианты (в нашей таблице они отмечены квадратными скобками. – Прим. «Ko»), компромиссы и исключения».
1. Легковые автомобили с чертами внедорожника
Титул внедорожников они получили лишь за большой дорожный просвет и полноприводную трансмиссию (в которой, впрочем, нет понижающих передач и блокировок). Эти автомобили не рассчитаны на постоянную езду по разбитым проселкам, зато успешно штурмуют бордюрные камни при парковке и умеют выезжать из заснеженных дворов. Чаще всего имеют постоянный привод на одну из осей, а второй мост подключается автоматически при пробуксовке ведущих колес. По своей сути это легковые автомобили.
2. Автомобили для активного отдыха и люкс-внедорожники
На сегодняшний день эта группа полноприводных машин самая многочисленная. Что, конечно, не случайно: большинство владельцев джипов съезжают с асфальта пару раз в сезон, и внедорожные качества автомобилей волнуют их в меньшей степени. Преимущество этих джипов в другом. Они обеспечивают высокую посадку, что очень удобно при маневрировании в плотном городском потоке. Их салон достаточно вместителен и, как правило, имеет большие возможности для трансформации. Подвеска более крепка по сравнению с обычными седанами и универсалами.
В этой категории стоит отметить люкс-внедорожники BMW X5, Lexus RX300 и Mercedes ML-класса – из всей гаммы джипов только эти автомобили изначально рассчитаны на большие скорости и обладают, несмотря на свой грозный вид, фактически легковыми характеристиками управляемости. Их можно признать настоящими «пожирателями» плохих асфальтовых дорог.
К категории «автомобилей для активного отдыха» относятся и практически все американские внедорожники. Огромные размеры «американцев» отнюдь не говорят об их выдающихся способностях покорять грязь и снег. Стать настоящими «проходимцами» им мешают большая масса, автоматические КПП, отсутствие (как правило) блокировок дифференциалов (при включенной блокировке колеса по правому и левому «борту» крутятся с одинаковой скоростью). Высокие скорости тоже не их стихия: эти машины до сих пор не избавились от наследственных черт своих прародителей – грузовых пикапов. Впрочем, и Chevrolet Tahoe, и Ford Explorer, и им подобные джипы не спасуют перед глубокими лужами и разбитыми проселками. У них есть два несомненных преимущества: феноменальные возможности по буксировке прицепов (американские моторы отличаются большим литражом и – как следствие – потрясающей тяговитостью), а также огромные салоны, вмещающие по семь-восемь человек.
И наконец, так называемые пляжные внедорожники Toyota RAV4, Honda CR-V, Land Rover Freelander и др. Определение «пляжный» ни в коей мере не принижает внедорожных способностей этих машин – они примерно такие же, как и у других автомобилей для активного отдыха (тем более что преодоление песчаных барханов – непростая задача для любого автомобиля). Эти внедорожники предназначены для определенной целевой аудитории: людей 30 – 40 лет, предпочитающих выходным на даче уик-энд с винсерфингом, сноубордом или горным велосипедом.
3.Обычные внедорожники. К этой категории Леонид Майоров относит джипы, которые одинаково подходят для движения и по асфальту, и по бездорожью. Все эти автомобили имеют рамную конструкцию (как вариант – рама, «вживленная» в кузов), у них есть полный набор блокировок дифференциала и понижающие передачи. Покупатели «обычных внедорожников», получая возможность покорять бездорожье, несколько теряют в динамике и управляемости. Эти автомобили в большей степени подходят для рассудительных водителей и не предназначены для гонок по асфальту. Отдельно стоит выделить, пожалуй, автомобили люкс-класса Range Rover и Toyota Land Cruiser 100 – машины, которые являются воплощением роскоши.
Однако злоупотреблять ездой по грязи на таких автомобилях не следует: они способны на многое, но если все время таскать их по болотам, то машины, скорее всего, сломаются.
4.Профессиональные джипы – автомобили, придуманные и построенные для работы в тяжелых условиях бездорожья. Нужно крепко взвесить все «за» и «против», прежде чем решиться на покупку профессионального внедорожника. Во-первых, он стоит недешево (имея при этом довольно скромную комплектацию), а во-вторых, езда на таком автомобиле по городу может сильно утомить. Высокая скорость для таких джипов противопоказана не из соображений комфорта, а ради безопасности.
Профессиональные джипы оснащены исключительно мощной рамой. Зависимая подвеска у них не только сзади, но и спереди. Как правило, эти внедорожники имеют блокировки сразу трех дифференциалов: заднего, межосевого и переднего. Двигатели профессиональных джипов отличаются высоким крутящим моментом с самых низов. Это настоящие работяги, для которых грязь и снег – это самая подходящая среда обитания. Особняком в этом ряду стоит Mercedes G-класса. Он одинаково гармонично смотрится и в президентском кортеже, и в непролазной грязи военного полигона.
Что выбрать: ручную КПП или «автомат», дизельный или бензиновый мотор?
Секретов при выборе типа трансмиссии и двигателя для джипа немного. Тому, кто намерен пользоваться внедорожником для частых выездов на охоту, рыбалку или строящуюся в чистом поле дачу, Леонид Майоров советует приобрести машину с дизельным мотором и ручной КПП. В этом случае особое внимание следует уделить величине крутящего момента двигателя на малых оборотах (единица измерения – Нм/об./мин). Чем он больше – тем лучше. Если «средой обитания» джипа являются «городские джунгли», то логичнее остановить свой выбор на машине с бензиновым мотором, совмещенным с автоматической КПП.
Профессиональные внедорожники
| Примерные цены в России ($ тыс.) |
Land Rover Defender | 24-30 |
Mercedes G-класса | 60-105 |
Mitsubishi Pajero [2]* | 52-55 |
Nissan Patrol GR | 40-46 |
Toyota Land Cruiser GX100 | 45 |
УАЗ-3151 | 5 |
Обычные внедорожники
| Примерные цены в России ($ тыс.) |
Hyundai Terracan | 35 |
Isuzu Trooper | 46-55 |
Jeep Wrangler [1]* | 25-30 |
Kia Sportage | 14-16 |
Land Rover Discovery [1] | 35-38 |
Range Rover | 60 |
Mitsubishi Pajero Sport | 30-40 |
Nissan Terrano | 31 |
Opel Frontera | 33-38 |
Suzuki Jimmy | 16 |
Suzuki Grand Vitara | 23-29 |
Toyota Land Cruiser Prado | 50 |
Toyota Land Cruiser VX100 | 68 |
ВАЗ-21213 «Нива» | 6 |
Автомобили для активного отдыха и люкс-внедорожники
| Примерные цены в России ($ тыс.) |
BMW X5 | 85 |
Chevrolet Tahoe | 54 |
Chevrolet TrailBlazer | 46 |
Ford Explorer | 43 |
Ford Excursion | 70 |
Ford Expedition | 55 |
Ford Maverick | 35 |
Honda CR-V | 26-29 |
Jeep Cherokee | 40 |
Jeep Grand Cherokee | 54 |
Land Rover Freelander | 26-38 |
Lexus RX300 | 53 |
Mercedes ML-класса | 75-90 |
Mitsubishi Pajero Pinin | 21-24 |
Nissan X-Trail | 35 |
Toyota RAV4 | 29-31 |
Легковые автомобили с чертами внедорожника
| Примерные цены в России ($ тыс.) |
Audi Allroad | 52-53 |
Honda HR-V [3]* | 22 |
Hyundai Santa Fe [3] | 25 |
Renault Scenic RX4 | 24 |
Subaru Forester | 27-35 |
Subaru Outback | 36-43 |
Volvo Cross Country | 42 |
* Квадратные скобки означают, что модель тяготеет к переходу в другую, обозначенную соответствующей цифрой категорию.
Еще по теме





