Там, за туманами
В мае дилеры Волжского автозавода начнут продажи самого современного отечественного автомобиля – ВАЗ-1118 «Калина». Журналистский тест первых серийных «Калин» состоялся в Сочи. Проверку горными трассами автомобиль выдержал. Вместе с тем, на извилистых дорожках проявились и серьезные недостатки модели.
Тест в Сочи стартовал весело и с размахом. Колонна из пяти «Калин» в сопровождении двух гибэдэдэшных машин с помпой катила по центральным улицам курортного города. Сочинские водители уступать дорогу не желали и норовили разбить наши стройные ряды. Гибэдэдэшники, в свою очередь, отчаянно голосили в громкоговорители, но на них мало кто обращал внимание. Так, с шутками и прибаутками, мы выехали из города и направились на покрытую туманом гору Ахун. Уже после первых километров извилистой дороги мы подивились смелости устроителей теста, организовавших его именно в Сочи.
На горном серпантине как на ладони проявляются главные недостатки «Калины» в управляемости: чрезвычайно «длинный» руль (от упора до упора он делает более четырех оборотов) и крены в поворотах. Ехать быстро на «Калине» по извилистым дорогам теоретически можно, но этот процесс не доставляет ни малейшего удовольствия.
В беседе с коллегами, которые успели познакомиться с «Калиной» еще до сочинского теста, выяснилось, что раньше было гораздо хуже. Поведение серийных автомобилей по сравнению с «обкаточными» образцами улучшилось на порядок. Предсерийные «Калины» экзамен на горных дорогах фактически завалили, пугая водителей неадекватными реакциями.
Похоже, что на АвтоВАЗе начали прислушиваться к критическим замечаниям и постоянно работают над совершенствованием «Калины». По словам главного испытателя нового автомобиля Сергея Мединца, на серийных автомобилях была усилена радиальная жесткость верхних опор стоек передней подвески. Для уменьшения кренов увеличили диаметр переднего стабилизатора. Стабилизатор появился и в задней подвеске. Эти доработки сделали управляемость «Калины» вполне сносной. Новый рулевой механизм с приемлемыми 3,1 оборота руля от упора до упора, как обещают, появится на серийных машинах в начале следующего года.
Спустившись с гор, «Калина» почувствовала себя гораздо устойчивее. На скоростной магистрали автомобиль уверенно держит прямую, демонстрируя поведение, весьма похожее на «повадки» недорогих иномарок: «Калина» не раскачивается на волнах асфальта, адекватно реагирует на повороты руля при перестроениях (низкая чувствительность рулевого управления на высоких скоростях даже удобна), вполне уверенно разгоняется и прогнозируемо тормозит. В городском режиме радует хорошо работающий электроусилитель руля – он позволяет легко и непринужденно крутить «баранку», обеспечивая при этом и некоторую обратную связь с колесами.
Качество конвейерной сборки даже в сравнении с иномарками нареканий не вызвало: зазоры между кузовными панелями и дверями рекордно маленькие для отечественных машин, панели внутри салона подогнаны вполне по-западному, а все двери закрываются с «герметичным» звуком. Зато сами отделочные материалы и пластмасса, применяемые в салоне, навевают такую тоску… Мышиного цвета обшивка сидений и обивка салона, убогие «язычки» ручек дверей выполнены из пластмассы, более подходящей для приклада автомата Калашникова… Без комплекта чехлов веселой расцветки на кресла покупателям «Калины» не обойтись – иначе можно впасть в депрессию.
Несомненным достоинством автомобиля являются его внутренние габариты. На заднем сиденье, как выяснилось, без труда умещаются трое упитанных автомобильных журналистов. Очень удобен багажник. Понравилась его удачная, без выпуклых колесных ниш, компоновка. Спинка заднего сиденья раскладывается, образуя практически ровную погрузочную площадку.
«Калина» позиционируется как городской автомобиль, который по выходным используется для поездок на дачу. Для такой машины как нельзя лучше подошел бы мотор с динамичным характером. «Калина» таким похвастаться не может.
Несмотря на двигатель объемом 1,6 л (мощностью 80 л. с.), по энерговооруженности «Калина» уступает иномаркам. Специалисты АвтоВАЗа утверждают, что при настройке двигателя они сместили максимальный крутящий момент в зону средних оборотов. Действительно, «внизу» мотор тянет неплохо, но на «верхах» – после 4000 – 4500 об./мин. двигатель становится ватным, а набор скорости падает. «Калина» – автомобиль, противопоказанный «стритрейсерам». Зато на пятой передаче мотор уверенно тянет, начиная с 60 км/ч.
Весьма пристально конструкторам стоит поработать и над акустическим комфортом «Калины». На заднем сиденье особенно назойлив звук шин.
АвтоВАЗ планирует выпустить до конца этого года порядка 20 000 «Калин». Оптимистический прогноз. Розничные цены на автомобиль до сих пор официально не названы, но из расчета отпускной цены автомобиля – $7 200 и дилерской надбавки, составляющей от 15% до 20%, покупателям, по всей видимости, придется заплатить за вазовскую малолитражку не менее $8000.
В Москве «Калину» ожидает жесточайшая конкуренция, но в провинции, где до сих пор не разлюбили продукцию АвтоВАЗа, шанс у нового автомобиля есть. В ходе теста к нам не раз подходили сочинцы и интересовались, когда и где можно приобрести машину. Главное, чтобы в продвижении на рынок «Калину» сопровождали не только горячие гибэдэдэшники, но и грамотный маркетинг, например, фирменная кредитная программа АвтоВАЗа.