Таможня подстраховалась

22.12.200300:00

На обязательных видах страхования не пытается заработать только ленивый. Неудивительно, что после вступления в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) к делу подключились даже таможенники. Причем в результате проведенного МАП расследования выяснилось, что ГТК, обязанный контролировать наличие полисов ОСАГО у владельцев автомобилей, пересекающих российскую границу, создал собственного страхового брокера «РОСТЭК-Гарант». Сотрудники этой фирмы предлагали купить полис ОСАГО, не отходя от таможенного поста. При этом распространять свои полисы через «РОСТЭК-Гарант» разрешили всего восьми компаниям: «АльфаСтрахованию», «Ингосстраху», МАКС, «РЕСО-Гарантии», «Росгосстраху», РОСНО, «Согласию» и ВСК. Условия «аккредитации» РОСТЭК не разглашает. Но по некоторым сведениям страховщики, работающие с брокером, должны заплатить весьма существенный «вступительный взнос». При этом комиссия «РОСТЭК-Гаранта» за каждый проданный полис составляет 10%.

ГТК – далеко не единственное ведомство, пытающееся подзаработать на «автогражданке». Совсем недавно ряд региональных ГИБДД были заподозрены в чрезмерных симпатиях к «Росгосстраху» и «профильной» Страховой компании правоохранительных органов (СКПО). Постовые рекомендовали автомобилистам страховаться в «Росгосстрахе». А страховые агенты СКПО были даже допущены на территорию управлений и постов ГИБДД.

Навязывание услуг «своих» страховщиков наблюдается не только в «автогражданке». Рекордсмен по обвинениям МАП, связанных с нарушением конкуренции, – компания ЖАСО, учрежденная МПС. Хотя в железнодорожном хозяйстве сейчас проводится реструктуризация, и МПС фактически уже не существует, обязательное страхование пассажиров по-прежнему осуществляется главным образом ЖАСО. И из того обстоятельства, что ряд «железнодорожных» рисков, наряду с ЖАСО принимает на себя и аффилированное с Октябрьской железной дорогой «Балтийское страховое общество» (БСО), едва ли следует делать вывод о позитивных изменениях конкурентной среды.

Ведомства, страхующие свои риски за счет бюджетных средств, также не спешат отказаться от услуг «постоянных» страховщиков. По данным МАП, в четырех субъектах России открытые тендеры по выбору страховой компании для заключения подобных договоров проводятся только в четырех случаях из ста. Так, сотрудников МВД традиционно страхует СКПО, а риски МЧС – Чрезвычайная страховая компания. Обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих уже в течение четырех лет осуществляет Военно-страховая компания (ВСК). И хотя в очередном конкурсе, в результате которого Минобороны выберет себе страховщика на пять лет, участвуют другие серьезные игроки – «Росгосстрах» и МАКС, Минобороны своей привычке не изменило. Конкурс выиграла ВСК.