Таможня ждет объяснений

02.04.200100:00
НА ПРОШЛОЙ неделе скандальный миллиардер Марк Рич опять попал в неприятную историю. 27 марта в лондонском аэропорту Гатвик таможенники, как обычно, скучали, проводя рутинный досмотр. И вдруг обнаружили в большой сумке одного из пассажиров $1,9 млн наличными. По сообщению британских СМИ, владельцем баула с кэшем оказался Марк Рич, для чего-то поручивший курьеру перевезти эти деньги в Лондон. Деньги конфисковали до выяснения обстоятельств их происхождения. Уже на следующий день адвокаты Рича признали, что миллионы принадлежат их доверителю. Однако таможенники деньги Ричу все равно не отдали до выяснения откуда и для чего их перевозили. Правда, при этом представитель таможни сообщил, что ничего криминального пока в этом происшествии он не видит, пусть владелец всего лишь объяснит – и нет проблем. Времени на объяснения Ричу отводится до трех месяцев. Пока он молчит. Газета Guardian предположила, что найти объяснение миллиардеру будет нетрудно, потому что на прошлой неделе российская «Альфа-групп» объявила сумму текущей сделки по приобретению трейдинговой компании Marc Rich Investment – $100 млн. Кстати, один из офисов официального покупателя, аффилированного с «Альфой» трейдера Crown Recourses, находится именно в Лондоне. Но как это связано со сделкой, Guardian не объясняет. Не сдачу же Рич возвращал таким образом. «Все это довольно странно, – отмечает шеф российского бюро агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов. – Кэш в крупных размерах перевозится довольно часто, но более неприметными способами, чем в пассажирском самолете. Не исключаю, что кто-то мог намеренно «слить» эту информацию британским СМИ как раз во время проведения сделки с российской «Альфой». Многим на Западе выгоден негативный «пиар» крупных российских компаний». Напомним, что в феврале этого года «Альфа» объявила, что входящая в состав холдинга Crown Recourses (бывшая Crown Trade & Finance) подписала с Ричем договор о покупке Marc Rich Investment. Годовой торговый оборот MRI составляет около $9 млрд. У MRI есть 300 сотрудников, которые сидят в офисах в десяти странах и торгуют медью, никелем, нефтью и нефтепродуктами. По данным прессы, в прошлом году MRI велa переговоры о слиянии с еще одним трейдером, британской компанией Trafigura, но стороны не сошлись в цене. В России MRI в последние годы позиции потеряла, но когда-то компания была крупным экспортером металлов и ведущим трейдером «Норильского никеля». По сведениям нефтяных аналитиков, сейчас MRI все еще в силе, например, в Западной Африке, в частности в Нигерии. Однако в целом на мировых рынках компанию Марка Рича потеснили его же бывшие сотрудники, создавшие компании Glencore и Milio. Тем не менее для «Альфы» аналитики считают покупку выгодной: за $100 млн купить известную компанию очень трудно, а MRI известна, хоть и больше по старой памяти. Да еще и хозяин все время на слуху, правда, хорошей его репутацию никак не назовешь. Некоторые источники считают, что «Альфа» так торопится провести сделку из-за некоторых трений, возникших между владельцами Тюменской нефтяной компании (ТНК поделена между «Альфой» и «Реновой»). По этой версии, «Альфа» хочет подстраховаться, создавая на базе «Альфа-Эко» и Crown нефтяную компанию с собственной ресурсной базой («Альфа-Эко» получила лицензии на разработку месторождений в Башкирии и на Сахалине) и мощными торговыми связями. В самой «Альфе» сделку по-прежнему комментировать отказываются. И случай в лондонском аэропорту, разумеется, тоже.