Top.Mail.Ru
архив

Танцуют все!

Большинство людей рассматривают корпоративные праздники как возможность совместного отдыха. Однако даже эти мероприятия могут быть направлены на повышение эффективности бизнеса. 

«На корпоративном празднике сотрудники Raiffeisenbank в июле устроили нудистское купание, запугали ручного медведя и покалечили лебедей в пруду дома отдыха «Покровское». Так они отметили 8-летие деятельности австрийского банка в России. Услуги баяниста и двух гитаристов разгоряченным банковским работникам не потребовались. Высокомерные и напыщенные по приезде, выпив как следует, расслабившись и раздевшись донага, менеджеры Raiffeisenbank к полуночи уже не напоминали «достойных лидеров в Центральной и Восточной Европе, представителей лучшего регионального банка», как назвало их издание Trade Finance. Господин Туткевич, зампред правления банка, согласился было прокомментировать журналистам «кризис частных вкладов в российских банках и перспективы на вторую половину августа». Но после вопроса, не напоминает ли сегодняшний праздник пир во время чумы, желание беседовать у Евгения Александровича отпало напрочь. После этого организаторы мероприятия запретили фотографировать банковских клерков и приставать к ним с вопросами».

Репортаж с корпоративного праздника Raiffeisenbank опубликовали «Известия» и «Газета.Ru». Нудистским купанием и пьяными сотрудниками в России, конечно, никого не удивишь. Ошибка устроителей мероприятия заключалась в том, что они решили совместить корпоративный «отрыв» с мероприятием для прессы. 

Бессмысленно и беспощадно 

Программа корпоративного праздника стандартная – подведение итогов деятельности, командные игры, а в заключение – торжественный банкет. «Именно в нерабочей обстановке у людей появляется возможность увидеть всю компанию, людей, в ней работающих, – считает Тамара Танатарова, директор по маркетингу компании «Голдер электроникс» (торговая марка Vitek). – Многие качества человека, которые не всегда можно разглядеть в процессе работы, раскрываются именно во время отдыха».

Рядовое корпоративное застолье не несет никакой дополнительной нагрузки помимо совместного времяпрепровождения членов одной команды. «Эффект от таких мероприятий, как правило, краткосрочный, – полагает Галина Гайгерова, президент коммуникационной группы «Актив-медиа», занимающейся проведением подобных торжеств. – Ближе узнать коллег по работе, конечно, важно, но других корпоративных задач такие праздники не решат».

В последнее время крупные российские компании, имеющие многолетние традиции коллективных торжеств, пытаются их возродить. Так, в День воздушного флота 15 августа на стадионе «Москвич» в городе Лобня прошла вторая спартакиада «Аэрофлота». Сотрудники авиакомпании боролись за Кубок «Аэрофлота» в таких видах спорта, как футбол, волейбол, настольный теннис, гиревой спорт, армрестлинг, шахматы и перетягивание каната. А вечером «спортсмены» были приглашены на мюзикл «12 стульев». Как в почти забытые времена коммунистического застоя билеты распределялись по структурным подразделениям. «Цели, которые мы ставим при организации подобных мероприятий, очевидны: дать сотрудникам почувствовать себя членами одной большой дружной команды, единомышленниками, приобщить их к истории и традициям компании, культивировать корпоративный дух и единение, – говорит Виталий Зотов, заместитель директора департамента по связям с общественностью «Аэрофлота».

В «Росгосстрахе» в день рождения компании награждают ветеранов. Причем торжественные заседания проходят одновременно в офисах компании во всех субъектах Российской Федерации. Наиболее отличившимся сотрудникам вручаются не только благодарности в виде грамот, но и возрожденные знаки отличия «Лучший работник», «Почетный работник». В 2003 году грамотами и знаками было отмечено 650 человек. Причем знаки отличия разрабатывались совместно с Геральдическим советом при президенте РФ. «В процессе подготовки к праздникам у нас появляется возможность проанализировать не только финансовые успехи, но и достижения конкретных людей, так как моральная мотивация играет большую роль», – рассказывает вице-президент компании Игорь Игнатьев.

Татьяна Дударева, гендиректор компании «Протэй-Тревэл» (специализируется на проведении корпоративных праздников), не уверена, что грамота и значок сами по себе еще способны кого-то мотивировать. «Все-таки бывшие «соцотличия» теперь должны проявляться в денежном и материальном выражении, – полагает Дударева. – Если у компании нет финансовой возможности отличить сотрудника норковой шубой, нужно находить другие способы выделить лучших. Можно, например, пригласить в президиум, но при этом обязательно вручить хотя бы небольшой подарок». По мнению Дударевой, главное здесь – поощрять персонально, а не целыми подразделениями. 

Разделяй и властвуй 

В последнее время компании проявляют интерес к мероприятиям с тематической аранжировкой: в стиле хай-тэк или фильма «Мушкетеры: 10 лет спустя». «Тематический банкет позволяет сформировать у участников определенные содержательные корпоративные установки (чувство причастности к происходящему в компании, лояльность к организации и т.д.), – рассказывает Галина Гайгерова из «Актив-Медиа». – Чем лучше продуман тематический банкет, тем более глубокую установку он способен создать, тем дольше она может сохраняться».

Агентство «Актив-Медиа» недавно готовило для одного из столичных банков тематический юбилейный банкет. На мероприятие «Служебный роман с банком» (по мотивам фильма Эльдара Рязанова) пригласили не только всех сотрудников, но и партнеров, ключевых клиентов. «Банк получил возможность рассказать клиентам и сотрудникам о своих достижениях, о ситуации, сложившейся на рынке в связи с кризисом, – рассказывает Галина Гайгерова. – И сумел еще раз продемонстрировать свою успешность».

Татьяна Дударева полагает, что к подобному совмещению аудиторий стоит относиться очень осторожно (об этом свидетельствует и опыт Raiffeisenbank). «Если компания переживает период стагнации или кризиса, то лучше корпоративные праздники отмечать только в кругу сослуживцев, – уверена Дударева. – Если корпоративный праздник собирается проводить производственная компания, и в мероприятии будут участвовать не только менеджеры, но и представители рабочих специальностей, то и в этом случае партнеров и клиентов лучше не приглашать».

В российском офисе американской корпорации Microsoft корпоративный праздник решили провести только для своих и с минимумом формальностей. «За последние два года количество сотрудников в московском офисе удвоилось – нас стало больше двухсот, – рассказывает Евгений Данилов, руководитель отдела стратегических проектов московского офиса Microsoft. – Мы видели, что когорта «стариков» уже не сможет донести до новичков все внутрикорпоративные ценности. Второй задачей нашего праздника стал team building».

Четыре месяца в обстановке строжайшей тайны инициативная группа из трех человек готовила мероприятие для сотрудников Microsoft. Официальным поводом для проведения праздника стало подведение итогов финансового года. Никто в компании не знал истинных целей и программы мероприятия. В коллектив была запущена лишь легенда, что это будет трехдневный пионерский лагерь с выездом на природу и проживанием в палатках. Только по прибытии в загородный, фешенебельный пансионат участники игры поняли, что им не придется жить в экстремальных условиях. Если только не считать «экстримом» постоянно звучавшие в «лагере» пионерские гимны вроде «Взвейтесь кострами…», ежедневное утреннее построение («линейки»), а также кисель и запеканку.

Чтобы сотрудники смогли действительно познакомиться и сблизиться, пионерские отряды формировались из представителей разных подразделений. На сплочение коллектива работали всевозможные конкурсы.

Например, пионеротрядам предлагалось отогреть замороженную в пиве футболку. Каждому подразделению удалось изобрести свой способ. Одна команда просто расколола пивной лед туристическим топориком. Другая отогревала футболку телами «пионеров». А в третьей члены команды решили по очереди держать ледяной шарик в руках. В другом конкурсе игрокам предложили из личных вещей выложить самую длинную цепочку. Люди, еще час назад еще не знакомые друг с другом, отдавали шнурки, обувь, снимали одежду, чтобы связать ее в единую цепь. Простой конкурс речевки и строевого шага, на подготовку к которому командам дали только один час, был направлен на раскрытие организационных способностей.

В этих конкурсах удалось выявить еще и креативные способности сотрудников, полагает Евгений Данилов. «Креатив в бизнесе играет большую роль, – говорит он. – Во время праздника мы создали среду, в которой таланты просто не могли остаться незамеченными и нераскрытыми. Креативным и энергичным работникам можно отдать любой проект даже в тупиковой ситуации. И теперь мы их знаем».

Глава российского представительства Ольга Дергунова, как и остальные топ-менеджеры, принимала участие в мероприятиях в качестве рядового «пионера». «Первое лицо не просто должно участвовать в таких мероприятиях, но и обязано не быть первым лицом, – комментирует Галина Гайгерова. – Как говорится, если есть коллектив, то нет погон. Особенно вне стен офиса. Только тогда возникают человеческие отношения, которые в стратегическом плане более ценны, чем деловые».

 

 Веселится и ликует весь народ

Тип праздника

Пример

Цели

Особенности

Коллективное застолье

Raiffeisenbank

совместное времяпрепровождение

только для своих

Тематический вечер, театрализованное торжество

«Служебный роман с банком»

трансляция корпоративных установок, развитие новых навыков в ходе ролевых игр

Можно пригласить партнеров и клиентов

Торжественные заседания с награждением

«Росгосстрах»

мотивация сотрудников

Необходимо учитывать особенности мотивации различных групп сотрудников

Спортивные мероприятия

«Аэрофлот»

культивация корпоративного духа и единения

Невозможно задействовать всех сотрудников

«Пионерлагерь»

Microsoft

Team building,

выявление талантов и организационных способностей

Топ-менеджмент должен быть готов «снять погоны»

Еще по теме