Тариф "Коррупционный"

Тренд 2012 г. - борьба с коррупцией. Громкие разоблачения, расследования и отставки чиновников набирают силу: скандал вокруг бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник, "трубное дело" в Санкт-Петербурге, вопросы к Минздраву, строителям олимпийских объектов в Сочи и подрядчикам саммита АТЭС. Список расхитителей бюджетных средств можно продолжать до бесконечности.


Если бы не коррупция, темпы роста ВВП России составляли бы не 4, а 6%. "Выживают и развиваются те компании, которые работают с бюджетными деньгами, - констатирует руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Поэтому практически весь бизнес построен на коррупционных отношениях".

Год назад Владимир Путин устроил разнос топ-менеджерам энергетических компаний. "Каждый второй руководитель энергокомпаний наживается, учреждая аффилированные предприятия, заключая с ними договоры, получая прибыль и уводя деньги в офшоры, - утверждал Владимир Путин. - Суть их деятельности - сбор оплаты. Деньги собирают с потребителей, в офшоры уводят и отчекрыживают частично". По данным Минэнерго, в этом было замечено руководство "Русгидро", регионального филиала ФСК ЕЭС, компании "Энергострим" в составе ТГК-6 и других региональных предприятий энергетики. Аналогичные вопросы могли бы быть адресованы и руководителям покрупнее. Но задавать их было неудобно. "Президент хотел вернуть ту степень управляемости бизнесом, которая была в 2003 г., но это желание сложно реализовать без реального конфликта во властных элитах", - поясняет Кирилл Кабанов.

Энергетическая антикоррупционная кампания так и завершилась ничем. "Первый блин вышел комом, потому что расследования в отношении бенефициаров в госкомпаниях были фактически незаконными, - рассуждает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. - Схема, предложенная Игорем Сечиным (тогда вице-премьер правительства. - Прим. "Ко"), подразумевала административное давление на клиентскую базу госкомпаний. Но это было незаконно". По его словам, коррупционеры прекрасно понимают, что можно предъявить в качестве доказательств, а что нельзя. Первые лица, такие как Анатолий Сердюков и Елена Скрынник, никогда не подписывали бумаги, которые можно трактовать как получение незаконной прибыли или вывод средств. В этом участвовали их помощники.

В своем президентском послании Владимир Путин дал понять, что продолжит операцию "Чистые руки". Но, похоже, главная его цель - не борьба с коррупцией как таковой, а необходимость при падающей популярности успокоить средний класс, имеющий склонность в последнее время к протестному движению.

К сделкам года, которые должны повлиять на имидж не только страны, но и президента, безусловно, можно отнести покупку "Роснефтью" ТНК-BP и альянс с британцами, а также приход на "АвтоВАЗ" концерна "Рено-Ниссан". ГК "Ростехнологии" наконец передала контроль над предприятием французско-японской компании. С чего вдруг такая щедрость? "Основные бюджеты уже освоены, кто хотел получить личную выгоду, уже это сделал, а закачивать новые средства, чтобы поддерживать неэффективное производство, опасно и больше неинтересно", - отмечает Кирилл Кабанов.

"Своих" "Ростехнологии" также не обидели. Чего стоит продажа госкорпорацией контроля в крупнейшем мировом производителе титана "ВСМПО-Ависма" его менеджерам. Кстати, также выходцам из "Ростехнологий". Большой вопрос, будет ли Счетная палата проверять эту сделку и откуда у менеджеров взялось $500 млн? Счетная палата выявляла хищения в системе Минобороны еще задолго до октябрьских событий, но никаких правовых мер тогда не приняли. Анатолий Сердюков был частью плана (какого? - читайте далее). Но почти половина россиян сегодня считает, что запоздалая отставка министра - сведение счетов между различными кланами внутри власти.

Этот тезис подтверждают разговоры о готовящихся отставках в "Ростелекоме", который контролируют выходцы из Marshall Capital Константина Малофеева, и борьба в энергетическом комплексе, где столкнулись интересы главы "Роснефти" Игоря Сечина и вице-премьера правительства Аркадия Дворковича. Недаром однокурсник вице-премьера, владелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов в этом году проявлял большую активность. Пусть ему не удалось получить аэропорт Домодедово, но он смог расставить своих людей в Шереметьево. Его группа выиграла конкурс по приватизации Объединенной зерновой компании, а также укрепила свои позиции в телекоммуникационной отрасли. Игорь Сечин тем временем добился кремлевского одобрения на покупку ТНК-BP (см. текст на стр. 21).

Бизнесмены, у кого не оказалось сил и возможностей бороться с системой или которые просто устали, решили отойти от дел. Так, видимо, поступит хозяин "Металлоинвеста" Алишер Усманов. Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров полностью погрузился в политику, глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев распродает активы, объясняя это оказываемым на него давлением со стороны Кремля. Они освобождают дорогу все тем же околовластным холдингам и госкомпаниям, в своем большинстве работающим с госбюджетами. Сегодня это наиболее доходный бизнес. Недаром в рейтинге "Самых дорогих топ-менеджеров 2012 г." по версии "Форбс" в первую пятерку входят руководители ВТБ, "Газпрома", "Роснефти", Сбербанка и Банка Москвы. "Ко" представляет собственный рэнкинг чиновников и бизнесменов, каждого из которых можно назвать человеком уходящего года.