Тарификация обновления
Реформа электроэнергетики должна была решить главную проблему: сделать так, чтобы электричество в стране продолжало вырабатываться и доставляться к потребителям, обходясь сравнительно дешево. Задача казалась противоречивой. С одной стороны, потребность в энергии постоянно растет, вместе с тем возможности производства (генерации) и доставки к потребителям (передачи по сетям) ограничены физически. Новые объекты еще не построены, а старые срочно требуют капитального ремонта или замены. Например, система передачи и распределения (сетевой комплекс) была изношена в среднем на 70% и требовала инвестиций в сотни миллиардов рублей.
Наиболее остро стоял вопрос о регулировании электросетей. Это инфраструктурные предприятия, которые невозможно передать частному собственнику так, чтобы он не начал наживаться на потребителях, пользуясь монопольным положением. Естественно, сети оставили под контролем государства. В то же время предприятия энергосетей уже в 1990-х годах требовали очень больших вложений, которые государство было не в состоянии выделить, так как это означало создание еще одного огромного "бюджетника". Задача казалась неразрешимой: инфраструктура изношена, потребности большие. Денег нет, и никто их не даст, потому что государство не в состоянии, а частный капитал боялся нерыночной отрасли...
Проблема, казавшаяся неразрешимой
Такого понятия, как "услуга по передаче электроэнергии", не было еще десять лет назад. Точнее, услуга существовала, но была глубоко "упакована" внутри тарифа на электроэнергию. Монополия - РАО "ЕЭС России", созданное как наследник Комитета электроэнергетики Минтопэнерго, - располагала тысячами объектов, от электростанций до линий электропередачи, подведенных к заводам и жилым домам. Система производила и доставляла электричество потребителям, а экономическая роль передающих звеньев (сетей) внутри нее не была никак выделена. Не было услуги (хотя была функция) - не имелось и ясности насчет того, откуда будут браться деньги на поддержание сетей. Все смешивалось в общем котле доходов и расходов, и инвестиционные приоритеты расставлялись на местах, причем зачастую не в пользу сетей.
Ситуация изменилась после старта реформы электроэнергетики. С того момента функцию по передаче электроэнергии по магистральным сетям начали воспринимать как услугу, пусть и оказываемую вновь образованным монополистом - Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы. Когда сетям стали уделять должное внимание, многие эксперты испугались: нужны огромные вложения в их инфраструктуру. Свободных денег в таком объеме у государства нет. Решение обоих вопросов нашлось в RAB (Regulatory Asset Base - "регулируемая база капитала") - системе долгосрочного тарифного регулирования, направленной на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры. Ее преимущество было очевидно. Прежняя система подталкивала к росту затрат (чем больше потратишь, тем больше оснований претендовать на повышение тарифа), а новая - к их ограничению. В результате кредиторы всерьез заинтересовались перспективами инвестиций в строительство энергетической инфраструктуры.
Инвестиционная отдача
За прошедшие годы ситуация в отрасли кардинально изменилась. Конечно, нынешние успехи ФСК связаны не только с возросшим потоком инвестиций и внедрением новой системы тарификации. Тем не менее итоги 2011 г. говорят за себя сами. Общая протяженность завершенных строительством и включенных в работу ЛЭП в 2011 г. достигла 2942,8 км, что в два раза больше, чем в 2010 г. Среди крупнейших проектов, реализованных ФСК в 2011 г., - объекты энергообеспечения саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке, Олимпиады 2014 г. в Сочи, нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Также в 2011 году ФСК завершила мероприятия по обеспечению выдачи мощности новых энергоблоков Харанорской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-2, Яйвинской ГРЭС, Няганьской ГРЭС и Красноярской ТЭЦ-3. При этом компания ввела в эксплуатацию более 500 объектов Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) на общую сумму свыше 147 млрд руб.
В наступившем году Федеральная сетевая компания намерена построить и ввести в эксплуатацию не менее 150 объектов с протяженностью линий электропередачи более 4500 км. Планы ФСК имеют хорошие финансовые основания: во-первых, за последние полтора года компания привлекла 130 млрд руб. заемных средств, во-вторых, утверждена серьезная программа инвестиций ФСК: около 950 млрд руб. на пять лет, начиная с 2010 г. И, в-третьих, главным акционером компании остается государство, а все инвестпроекты утверждают Минэнерго, ФСТ, Минэкономразвития. При этом программа модернизации существующей инфраструктуры и реализуемые проекты благодаря новой системе регулирования не привели к увеличению нагрузки на бюджет и не обременили потребителей. Новая система тарифного регулирования делает энергетические сети интересным объектом для инвестиций и позволяет привлекать так называемые длинные деньги, отмечают эксперты. Система обеспечивает возможность долгосрочно планировать источники финансирования инвестиционных программ и гарантировать возврат вложений.
Управление спросом
В дальнейшем задача ФСК - обеспечить стабильный приток инвестиций на модернизацию и развитие магистрального комплекса. Компания планирует очередной выпуск облигаций, продолжает активную работу с крупнейшими российскими и зарубежными банками, рассматривает альтернативные механизмы привлечения заемных средств. Причем речь идет не только о строительстве новых объектов. Совместно с электросетевыми компаниями и фондом "Сколково" ФСК ЕЭС объявила о проведении конкурса инновационных проектов. Его главной целью станет поиск инновационных технологий, направленных на увеличение энергоэффективности основных и вспомогательных процессов в сетевом хозяйстве. Результат - повышение надежности, качества и экономичности снабжения потребителей электроэнергии.
Представители Федеральной сетевой компании утверждают, что лучшие инновационные решения будут внедрены в производство. Как отметил заместитель председателя правления ФСК ЕЭС Роман Бердников, "Федеральная сетевая компания делает ставку на модель развития "Умная энергетика", которая повысит требования к надежности и качеству электроэнергии, приведет к развитию распределенной энергетики и будет управлять спросом потребителей. Фактически речь идет о новом наполнении долгосрочной программы развития отечественной энергетики в целом и программы развития ФСК ЕЭС до 2014 г.