Тарифное противостояние
Крупные потребители хотят стабильности. А энергетики готовят все новые сюрпризы
Вряд ли найдется другой столь же острый для крупного производства в России вопрос, нежели энерготарифы. И дело даже не в уровне цен, а в отсутствии особой системы их формирования и реализации в применении к крупным потребителям электроэнергии в полном соответствии с их особым статусом. Более того, при переходе к свободному рынку электроэнергии именно крупнейшие потребители оказались в самых невыгодных условиях. Взять хотя бы принятую в РФ практику перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно занижаются, а для компенсации денежных потерь крупные предприятия вынуждают платить по завышенным ценам. За 2009 год эта переплата составила более 150 млрд руб. При этом большая часть субсидий населению уходит на льготы для наиболее обеспеченных, потребляющих больше электроэнергии семей. Еще пример - принятая в феврале 2010-го модель долгосрочного рынка мощности (ДРМ), который должен обеспечить энергетический задел на будущее. Объемы новых мощностей определяются административным путем, причем за точку отсчета берется пиковое потребление. А расплачиваться за это вновь придется промышленникам.
Выход? Длительные, на 5 - 15 лет, договоры, фиксирующие цены для крупных потребителей и дающие гарантии окупаемости инвестиций для производителей. Что же касается долгосрочного рынка мощности, призванного стать механизмом возврата инвестиций в энергетику, то он может дать обратный эффект. Задавленным высокими тарифами и дополнительными платежами промышленникам придется экономить, что приведет к замедлению темпа развития предприятий, то есть к отсутствию необходимости в новых мощностях. А кое-кто может и вовсе закрыться, лишив энергетиков доходов и от текущих продаж.
Яна Тульчинская, директор проектов по энергетике ИБ "Открытие":
"ДРМ - необходимый для развития энергетики инструмент. Конечно, потребителей могут справедливо беспокоить качество прогнозирования и оценка адекватной потребности в мощности, ведь они должны будут оплачивать излишние резервы. Рецепт здесь один: требуется больше учитывать рыночные тенденции и более гибко подходить к разработке и реализации программ развития энергетики. Потребителям, энергетикам, системному оператору нужно эффективнее координировать свои планы, искать компромиссы, договариваться. Это должно минимизировать риски больших ошибок в прогнозах потребности в мощности. В отношении тарифов для промышленности необходимо постепенно уйти от перекрестного субсидирования и перейти к полноценному рыночному ценообразованию, естественно, при жестком антимонопольном контроле. Важно, чтобы параллельно с этим потребители предпринимали шаги по повышению своей энергоэффективности, так как по объективным причинам рост цен на электроэнергию продолжится - в российской энергетике много нужно построить и обновить".
Вадим Гераскин, директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа:
"В предлагаемой модели ДРМ отсутствует реальная возможность заключения долгосрочных двухсторонних договоров купли-продажи электроэнергии и мощности. Нигде в мировой практике платежи за мощность не используются в качестве гарантий доходности инвестиций в электроэнергетике. Генерирующие компании не заинтересованы в выводе неэффективных мощностей, поскольку объем мощностей прямо влияет на величину поступлений. В новой модели границы вынужденных режимов расширены за пределы технологических параметров, что позволяет прятать в них не прошедшие конкурентный отбор объемы мощности. Модель ДРМ создает существенные риски снижения конкурентоспособности российских предприятий. Весьма вероятным является сценарий с уходом части потребителей с рынка электроэнергии при развитии собственных генерирующих мощностей. Это приведет к росту нагрузки на оставшихся потребителей за счет перераспределения обязательной платы за мощность и иных расходов".