Top.Mail.Ru
бизнес

Тарифный хвост будут рубить по частям

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Правительство склоняется к «мягкому» сценарию роста тарифов на электроэнергию для большого бизнеса и домохозяйств. Резкий перенос перекрестного субсидирования на крупный бизнес вызовет внутриэлитный конфликт, а его полная отмена — недовольство населения. Но в конечном счете именно оно рискует проиграть больше всех.

За месяц до начала осенней сессии Госдумы в России с новой силой разгорелся спор крупных промышленных потребителей электроэнергии с «Россетями». Ведомство Павла Ливинского при поддержке Министерства энергетики уже четвертый год добивается повышения тарифа на электроэнергию для РЖД, «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти», НЛМК, «Русала» и других компаний-гигантов, подключенных к оптовым магистралям «Федеральной сетевой компании» (ФСК). Передача киловатт-часа обходится им в 4–6 раз меньше, чем малому и среднему бизнесу, бюджетным и муниципальным организациям, подключенным к территориальным линиям ПАО «Россети». Разницу объясняют перекрестным субсидированием: в тариф «Россетей» включены их инвестиции в новые электростанции (в том числе ветровые и солнечные), а также доплата за льготные тарифы для населения и отдельных регионов.

В правительстве заявляют, что это несправедливо. 18 июля участники совещания у главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко, на котором не было ни одного лоббиста от крупных компаний, поддержали законопроект о повышении для них тарифа ФСК. В РСПП опасаются, что до 7 сентября премьер Михаил Мишустин подпишет документ и утвердит в Госдуме, а уже в 2021 году клиенты ФСК тоже начнут платить за «перекрестку». Тариф для них должен вырасти примерно в 2,3 раза, тарифы для малого и среднего бизнеса обещают снизить на 3–5 %.

В ответ «Сообщество потребителей электроэнергии» (объединяет металлургов), РСПП, Ассоциация «Русская сталь», «Металлоинвест» и «Русал» завалили правительство и Госсовет просьбами отложить повышение тарифа. Они напоминают, что, по прогнозам МЭР экспорт их продукции в 2020 году и так обвалится на треть. «Русал», потребляющий 7 % всей российской электроэнергии, подсчитал, что за десять лет переплатит за нее более 50 млрд руб. Металлурги подозревают, что глава «Россетей» Павел Ливинский потратит дополнительные доходы на бонусы менеджменту, цифровизацию и строительство новых электростанций — хотя генераторов в России и так избыток. «Русал» предлагает заморозить тарифы до 2022 года, деньги на цифровизацию «Россетей» взять из «раздутых» дивидендов ПАО, а субсидирование регионов повесить на госбюджет.

Кто за кого платит

Особенность этого спора в том, что все его участники — заинтересованные стороны и консенсуса, кто за кого и сколько платит, между ними нет. Единственное, в чем позиции поставщиков и потребителей электроэнергии сходятся, — это отмена тарифных надбавок в пользу населения. 24 июля на веб-форуме «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России: от кризисного наследия к инструменту энергополитики» об этом говорили почти все.

Замминистра энергетики и член совета директоров ПАО «Россети» Юрий Маневич выступил за равномерное распределение доплат за население между клиентами «Россетей» и ФСК. Представитель «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко предложил отменить политически мотивированную перекрестку — например, субсидирование тарифов для Дальнего Востока. «Совет производителей энергии» (крупные ТЭС и АЭС) тоже призвал к ее отмене, предложив ввести единый тариф с отказом от всех надбавок, чтобы развитие возобновляемой энергетики финансировал госбюджет, а население и бизнес либо платили по полной, либо — с адресными льготами для малоимущих и некоторых видов бизнеса.

Между тем нерыночные надбавки бывают не только в пользу населения. Тот же «Совет производителей энергии» насчитал в «Россетях» около 10 форм субсидирования. На финансирование мусоросжигательных заводов уходит 19 млрд руб. в год, на финансирование возобновляемых источников энергии — 72 млрд в год, а на поддержку населения на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в ряде других регионов — 109 млрд в год. Мало того, по данным исследования KPMG «Перекрестное субсидирование в России. Международный бенчмарк», объем нерыночных надбавок на строительство электростанций в 2020 году впервые достиг 615 млрд руб. и превысил платежи бизнеса на снижение тарифов населения (446 млрд руб.).

Представитель KPMG Сергей Рыженко говорит, что перекрестное субсидирование в России — тема, где больше всего мифов. Один их них гласит, что на Западе нет «перекрестки». Между тем, говорит Рыженко, в Европе и США она широко используется для социальной поддержки населения и поддержания конкурентоспособности экспортеров. Мало того, половина денежного потока в западных странах — это именно перекрестное субсидирование. По сути, это форма подоходного налога для юрлиц, и похоже, очистить тариф от нерыночной нагрузки невозможно.

Бой еще не проигран

Президент Ассоциации малой энергетики, производитель газопоршневых электростанций из Челябинска Максим Загорнов считает, что законопроект о росте тарифов «Федеральной сетевой компании» в правительстве уже поддержали.

«Уверен, что в ближайшие пару лет она поднимет тарифы до уровня "Россетей", и никто сопротивляться не будет, поскольку ФСК теперь полностью подчинена "Россетям", — говорит он. — Компании будут всё больше переходить на собственную генерацию, и следующая атака "Россетей" будет нацелена против нее. Мы на комитетах различных уже шутили, что однажды у нас и собственную генерацию могут запретить. Но в этом случае потребители уйдут из Единой энергосистемы в автономную работу. Так "Россети" рушат систему, в которой сами сидят».

Член совета директоров «Россетей», президент «Опоры России» Александр Калинин говорит, что решение по тарифам ФСК правительство пока не приняло. По его словам, уход в собственную генерацию обострит проблему избытка генерирующих мощностей — сейчас он достигает 50 %. В запрет собственной генерации Калинин не верит. «В 2012-2013 годах, когда отменяли "последнюю милю", такое предложение звучало, но от него отказались из-за противоречий с Гражданским кодексом».

Собеседник «Ко», близкий к Минэнерго, допускает, что Мишустин подпишет законопроект до конца августа — но с компромиссными поправками. Суть их в том, чтобы растянуть рост тарифов ФСК на пять, семь или десять лет. Это позволит правительству смягчить конфликты с представителями крупного бизнеса.

Генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский ждет не столько роста тарифов, сколько их индексации для бизнеса и населения в ручном режиме. Избыток генерации в энергосистеме РФ он серьезным не считает — все равно старые электростанции через 5–10 лет придется выводить из эксплуатации. Уход крупных и даже средних промпредприятий в собственную генерацию эксперт называет почти исчерпанным: все, кто мог, себе блок-станции уже построили.


Еще по теме