Top.Mail.Ru
архив

Тащить тяжело и бросить жалко

Почем "тазик" для народа? Дорого и сердито

Российская автопромышленность - традиционная головная боль отечественных чиновников, причем наличие или отсутствие кризиса не сильно меняет объем внимания, которое власть уделяет этой отрасли. Учитывая условно небольшую конкурентоспособность, нацеленность, по понятным причинам, на внутренний рынок, ценовую политику формата "относительно низкая цена - своеобразное качество" и мощнейший социальный фактор деятельности многих заводов, у государства не осталось ровным счетом никакого выбора, кроме как просто финансировать существование лидеров отрасли, тем или иным способом пытаясь стимулировать потребительский спрос. "Эффективность потраченных усилий, как это обычно бывает в такой ситуации, станет определяться не столько действиями менеджмента, к работе которого традиционно возникает множество вопросов, сколько дальнейшей конъюнктурой во внутреннем потреблении. Продукция нашего автопрома для широких слоев населения, несмотря на свою дешевизну, - неподъемный груз в условиях отсутствия должного уровня кредитования, высокой безработицы и общего падения благосостояния граждан", - говорит портфельный управляющий "Пилгрим Эссет Менеджмент" Ольга Изюмова. Если ситуация во внешнеэкономическом пространстве начнет улучшаться, мы увидим восстановление автомобильного рынка начиная с конца лета - начала осени. Однако если цены на нефть - ведущий фактор состояния российской экономики - будут демонстрировать слабую динамику, восстановление может оказаться очень долгим. К примеру, в июле авторынок упал почти на 60% по сравнению с тем же месяцем годом ранее, а с начала года - примерно в два раза.
   Константин Романов, аналитик ИК "Финам":
   "Государство отказалось от желания спасти всех, стало избирательно подходить к оказанию поддержки предприятиям, предоставляя ее преимущественно госкомпаниям. В частности, обещанные государственные гарантии по облигациям автопроизводителям так и не были предоставлены. В результате группа "ГАЗ" вынуждена самостоятельно реструктуризировать долги. Среди автопроизводителей помощь была оказана лишь "АвтоВАЗу" в виде беспроцентной ссуды в размере 25 млрд руб. Так что масштабы господдержки отрасли отнюдь не так велики. Есть, правда, льготное кредитование, но до недавнего времени оно распространялось на небольшое количество моделей, играя в пользу все того же "АвтоВАЗа". Переломить негативный тренд в отрасли эти меры не смогли".
   Ольга Изюмова, портфельный управляющий "Пилгрим Эссет Менеджмент" :
   "Скорее всего, пакет мер, который государство применило к автопрому, окажется недостаточным, и с высокой долей вероятности потребуются дополнительные вливания. Отдельно стоит отметить возможность девальвации. Если в условиях негативной внешней конъюнктуры правительство решится на этот шаг, учитывая высокую долю импорта в структуре потребления, нас может ожидать очередной виток инфляции, что также ударит по благостоянию потребителей продукции российского автопрома. В этой ситуации даже субсидирование процентных ставок может оказаться недостаточным для восстановления спроса".