Тайм-аут
Наиболее скорым решением проблемы мог бы стать выкуп доли AAR в совместном с британцами предприятии. Но не помогло даже суперщедрое предложение: $32 млрд за 50% акций ТНК-BP, хотя на рынке этот пакет стоит сейчас около $22 млрд. Российские акционеры ТНК-BP потребовали немедленной оплаты и только после этого готовы были разблокировать сделку. Почему же консорциум не устроила 10-миллиардная премия к рынку и на что он мог рассчитывать в дальнейшем? Опрошенные «Ко» эксперты полагают, что блокирование сделки преследовало цель максимально поднять цену за ТНК-BP. «Во всей этой истории они хотели получить от сделки «Роснефти» и BP как можно большую выгоду», – констатирует аналитик БКС Андрей Полищук. Хотя при сегодняшней конъюнктуре рынка выглядит это довольно странно.
Помешав созданию нового альянса, консорциум рискует остаться ни с чем. Во-первых, ТНК-BP не сможет самостоятельно участвовать в крупных проектах: как правило, они расположены на шельфе, а у компании нет опыта для их разработки. Во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов и политический аспект. Переговоры между «Роснефтью» и BP курировал вице-премьер правительства Игорь Сечин. Он уже заявил, что компания рассматривает возможность обращения в суд. «Если юристы подтвердят, что есть какая-то позитивная перспектива, это будет реализовано, поскольку речь идет о защите интересов акционеров», – заявил вице-премьер. Он также отметил, что «Роснефть» ищет нового партнера для освоения Арктики. Среди претендентов Игорь Сечин назвал американские Chevron, ExxonMobil, англо-голландскую Shell, китайскую CNPC, малазийскую Petronas и бразильскую Petrobras.
Теперь вряд ли кому-то может показаться, что AAR удалось переиграть BP. Негосударственным компаниям сложно работать в нашей стране, а если они еще и испортят отношения с властью, то рассчитывать на какие-либо перспективы бессмысленно. Останется только сожалеть о том, что они вовремя не вышли из бизнеса. Что касается BP, то участники рынка уверены, что сделка, которая необходима британцам и в которой заинтересована «Роснефть», еще состоится. Российской компании нужен опытный партнер, коим является BP, а для британцев после аварии в Мексиканском заливе это была одна из немногих возможностей увеличить собственные запасы нефти. В совместном заявлении BP и AAR говорится, что переговоры будут продолжены. Но на сколько затянется этот процесс, непонятно. «BP – нормальная компания и наш партнер, – сказал Игорь Сечин. – Мы будем продолжать с ней работу, но по проектам, которые накладывают определенные ограничения, будем делать это с осторожностью».
Андрей Полищук, аналитик ИК «Брокеркредитсервис»:
«действия AAR не очень ясны и больше похожи на блокирование сделки. Просить $40 млрд за пакет ТНК-BP, когда сама «Роснефть» стоит $93 млрд – слишком много. «Роснефти» или BP платить такую сумму не имело смысла. AAR мог получить $2 млрд отступных в виде дивидендов, что предлагала BP. Но если сделки не будет, AAR не получит ничего.
При этом финасовых потерь у «Роснефти» от разрыва сделки с BP не будет. Обмен акциями означал, что российская компания сможет участвовать в зарубежных проектах BP, что было бы хорошим шансом для нее без особых препятствий выйти на новые международные рынки. «Роснефть» без труда найдет себе нового партнера для разработки арктического шельфа. Ведь участие в этом амбициозном проекте дает возможность в будущем задавать тон всей мировой энергетике.
Разрыв соглашения – еще не конец. Сейчас будут обсуждаться другие варианты. Если нельзя работать на арктическом шельфе, можно обменяться акциями, и «Роснефть» просто будет участвовать в зарубежных проектах BP. А для работы на шельфе компания станет искать новых партнеров, например ExxonMobil или Chevron. Переговоры еще продолжаются, и соглашение об обмене акциями, действие которого закончилось, не отменяет того, что сделка все-таки может быть проведена. Такой шаг со стороны «Роснефти» мог быть сделан, чтобы снизить аппетиты AAR – российского акционера ТНК-BP, дабы они снизили цену на свой пакет. И, похоже, госкомпания не прогадала – она получила от BP и AAR новые предложения о сотрудничестве, выходящие за рамки ранее заключенных с BP договоренностей».
Виктор Марков, старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»:
«роснефть» в любом случае найдет себе опытных партнеров для работы на арктическом шельфе, потому что есть очень много зарубежных компаний, желающих поучаствовать в этом крупном проекте. Это и американская ExxonMobil, и европейские Shell, ENI.
Для BP это очень серьезная потеря. У компании большие трудности в связи с аварией в Мексиканском заливе, и она могла улучшить свое положение, войдя в партнерство с «Роснефтью», тем самым увеличив свою добычу, запасы нефти и т.д. В любом случае, BP может продолжить сотрудничество с «Роснефтью», но уже на других условиях. Существует и еще один вариант: если BP и «Роснефти» удастся договориться с российскими акционерами ТНК-BP о выкупе доли».
Сергей Вахромеев, аналитик ИК «Метрополь»:
«решение о разрыве сделки не окончательное. Возможны дальнейшие переговоры. Думаю, что BP будет делать новые предложения «Роснефти», предложит новые, более интересные условия. У BP очень большой опыт работы на шельфе, и «Роснефть» заинтересована в сотрудничестве с этой компанией. Помимо развитии Арктики, существует еще одна сторона в сделке – выкуп акций ТНК-BP у российских акционеров компании, консорциума AAR, что также интересует «Роснефть». С другой стороны, судя по имеющейся информации, предложение BP AAR устроило – не успели согласовать детали сделки. Если AAR получит дополнительные гарантии, переговоры продолжатся и сделка может состояться.
Еще по теме
Этот саммит – центральное отраслевое событие в сфере аутсорсинга бизнес-процессов в России, на котором ожидается более 200 участников.
Форум, организованный компанией IBM – «АIX – 25 лет успеха! Power Systems – машины времени», пройдет 1 июня в гостинице «Ренессанс Монарх Центр». В этом году операционной системе AIX исполняется 25 лет!
Десятый ежегодный саммит брендов-лидеров Digital Branding пройдет в Москве 7–8 июня. Представители крупнейших мировых компаний смогут увидеть будущее рекламы и маркетинга и дать оценку потенциалу новых медиа, а также поделятся опытом продвижения бренда в Интернете и социальных сетях.