Тайны Конгресса: почти сотню политиков США уличили в нечестной торговле
Около сотни американских конгрессменов оказались замешаны в нечестной торговле. Журналисты узнали, что они продают и покупают финансовые активы, которые непосредственно связаны с их деятельностью в Конгрессе. Американская общественность давно бунтует из-за размытого закона, который позволяет чиновникам и их семьям проворачивать подобные сделки. Только за последние три года количество таких операций перевалило за несколько тысяч.
Тысячи проблемных сделок
По меньшей мере 97 нынешних конгрессменов (или около 20% членов этого законодательного органа) за последние годы покупали или продавали акции, облигации и другие активы, так или иначе связанные с их работой во власти. К таким выводам пришли журналисты The New York Times.
Они провели расследование, проанализировав транзакции, совершенные между 2019 и 2021 годами. Для анализа использовалась база данных финансовых документов под названием Capitol Trades (ее создала компания 2iQ Research). Журналисты сопоставили сделки чиновников с работой комитетов, их слушаниями и расследованиями, чтобы выявить потенциальные связи между профессиональной деятельностью конгрессменов и их личными инвестициями.
В итоге выяснилось, что за три года 183 нынешних сенатора и члена палаты представителей США совершали сделки сами либо транзакции проводили их ближайшие родственники. Более половины из этих людей заседают в комитетах Конгресса, что дает им возможность получить инсайдерскую информацию о компаниях, акции которых они покупали или продавали. 44 наиболее активных на рынке конгрессмена торговали бумагами бизнеса, дополнительную информацию о котором могли получить на работе.
Такой конфликт интересов уже давно вызывает критику в США. «Однако анализ NYT показывает весь масштаб проблемы: за три года более 3700 сделок, совершенных законодателями, потенциально создавали конфликт между их государственными обязанностями и частным распоряжением финансами», — говорится в материале.
Сделки с «фармой» и Boeing
В своем расследовании журналисты NYT приводят кейсы отдельных законодателей. Например, в нем говорится о Бобе Гиббсе, члене Комитета по надзору и правительственной реформе палаты представителей (следственный орган США). В 2020 и 2021 годах Гиббс приобрел акции фармацевтической компании AbbVie. В те же годы его комитет изучал деятельность этой компании и пяти ее конкурентов, проверяя их на предмет недобросовестного завышения цен.
Сенатор-республиканец Томми Тубервиль c прошлого года активно покупал и продавал контракты, привязанные к ценам на крупный рогатый скот. Сам Тубервиль рассказывал, что комитет по сельскому хозяйству, в который он входит, активно «обсуждает рынок крупного рогатого скота».
При этом в случае со многими политиками, которые упоминаются в расследовании, транзакции совершали их родственники. Муж члена палаты представителей Кэрол Миллер купил акции AbbVie, когда она работала в одном комитете с Бобом Гиббсом. Во время все того же ценового расследования акции этой компании приобрели жена и дети еще одного члена комитета, Ро Ханны. Они также проводили сделки с бумагами других компаний, за работой которых в составе разных комиссий и комитетов следил их муж и отец.
Также особое внимание журналистов привлек кейс демократа Алана Лоуэнталя. Его супруга продала акции Boeing 5 марта 2020 года — за день до того, как комитет палаты представителей, в котором заседает ее супруг, опубликовал разоблачающие выводы о работе компании с самолетом 737 Max, который попал в две катастрофы.
Неполнота данных
Авторы расследования указывают, что цифры, которые представлены в расследовании, серьезно занижены. Например, NYT не учитывала сделки с муниципальными облигациями, паевыми и инвестиционными фондами. Также журналисты не рассматривали сделки чиновников, которые быстро «сбросили» акции, после того как были назначены в конфликтующий с их активами комитет.
Кроме того, в анализе не учитывались операции спикера аалаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Это связано с тем, что она не входит ни в какие законодательные комитеты. В то же время ее муж — Пол Пелоси — известный бизнесмен и инвестор. Он вкладывается в недвижимость, технологии и в период с 2019 по 2021 год совершил сделки на десятки миллионов долларов. В их числе — инвестиции в техногигантов вроде Alphabet (материнская компания Google), которые регулярно попадают под проверки Конгресса.
А это законно?
В США сегодня есть отдельный закон, запрещающий парламентариям использовать инсайдерскую информацию для совершения сделок. Его действующий на тот момент президент Барак Обама подписал в 2012 году (документ получил название STOCK Act). До этого времени члены Конгресса не подпадали под юрисдикцию американского законодательства об инсайде. Это давало им возможность безнаказанно использовать служебную информацию в личных целях.
С 2012 года конгрессмены должны сообщать, есть ли у них в наличии акции компаний. В течение 45 дней после сделки по купле/продаже активов, стоимость которых превышает $1 тыс. долларов, они обязаны информировать о транзакции. Такие же данные, хоть и менее детализированные, им необходимо указывать о своих детях и супругах.
Однако даже те данные, которые не попадают под определение инсайдерской информации, могут создавать «этические дилеммы» в случае с членами Конгресса, которые в любой день могут получить информацию о том или ином бизнесе от коллег, из секретных брифингов, встреч с избирателями, руководителями компаний и различными должностными лицами, отмечает NYT.
Из-за этой лазейки в американском обществе давно ведутся разговоры об ужесточении STOCK Act. Например, конгрессменов предлагали обязать поместить свои акции, облигации и другие финансовые активы в специальный траст с внешним управляющим, который не будет иметь никаких отношений с чиновниками. Ро Ханна, чьи родственники были замечены в сомнительных операциях, и вовсе предлагал ввести полный запрет на торговлю на рынке для конгрессменов.
После публикации расследования в пользу запрета вновь стали высказываться и другие чиновники. «Давно пора запретить членам Конгресса и их супругам владеть акциями и торговать ими. <…> Конгрессу необходима серьезная реформа здесь и сейчас — никаких больше отсрочек», — написала сенатор Элизабет Уоррен у себя в соцсетях.