Тайны тети Аси
Русские купили ICQ. США заподозрили в этой сделке происки внешней разведки: якобы наши шпионы общаются по ICQ, а с переходом мессенджера в руки DST ЦРУ потеряло доступ к переписке. Впрочем, экономические мотивы сделки также просматриваются. «Аська» хорошо дополнит другие интернет-проекты DST
О продаже ICQ компания AOL заявила еще в прошлом году. Фирма проводила реструктуризацию на фоне ожидаемых негативных финансовых показателей: квартал 2010-го AOL закончила падением чистой прибыли на 58% и выручки на 23% в годовом исчислении. Также в январе этого года компания объявила о сокращении штата на 2300 человек. Было решено распродать часть активов, закрыть представительства AOL в Швеции и Испании.Раз ромашка, два ромашка
Сервис ICQ был создан в 1996 году израильской компанией Mirabis. Название основано на игре слов – I seek you по-английски означает «Я ищу тебя». В 1998-м AOL выложила за «аську» $287 млн, еще около $120 млн она вложила в развитие сервиса, но серьезную долю на американском рынке ICQ получить не удалось. Мешали конкурирующие мессенджеры компаний Microsoft, Yahoo! и Google. Кроме того, сама AOL до сих пор имеет аналогичный продукт – AIM (AOL Instant Messenger). Зато в Восточной Европе и особенно в нашей стране «аська» приобрела бешеную популярность. Мессенджер лидирует на рынках России, Германии, Чехии и Израиля. Ежемесячная аудитория в мире в прошлом году составляла 42 млн пользователей из 223 стран. По словам управляющего директора ICQ Элиава Моше, ежедневная аудитория в России в 2009 году превышала 9 млн пользователей, отправляющих порядка 700 млн сообщений. В Германии сервис насчитывает около 8 млн пользователей в месяц, в Чехии – около 2 млн.
Перед продажей консультанты AOL оценили ICQ в $300 млн. Но окончательная сумма сделки составила $187,5 млн. «Покупка с дисконтом, – говорит эксперт-консультант «Финам» Леонид Делицын. – Капитализация ICQ упала из-за того, что изначально она была переоценена. У всех интернет-проектов цена падает, когда становится понятно, сколько денег фактически они способны принести. Завышенные оценки бывают в период «золотой лихорадки», когда инвесторы возлагают чрезмерные надежды на проекты. Так было с Yahoo!, капитализация которой упала спустя годы в 10 раз. Но AOL не сильно потеряла на этом активе, он приносил прибыль в течение прошлых лет». Представитель ICQ в России Юрий Антонов говорит о ежемесячном росте аудитории мессенджера в 2010 году на 4 млн пользователей. ИК «Финам» оценивает выручку ICQ в 2009-м на уровне $30 – 40 млн. Большая ее часть приходится на доходы от рекламы.
В копилке DST ICQ стала единственным невенчурным проектом. В портфеле фонда Алишера Усманова, Юрия Мильнера и Григория Фингера есть доля в Facebook, «Одноклассниках», «В контакте», Mail.ru, HeadHunter и других интернет-проектах. «Это зрелая компания в стадии «дойной коровы», – поясняет Леонид Делицын. – И это не первый случай, когда медиахолдинг покупает крупный актив такого уровня». Так, например, компанией «Голден Телеком» был приобретен поисковик «Апорт», а «Рамблер» – холдингом «Проф-Медиа». В самом DST покупку расплывчато объясняют потенциальной синергией.
Шпионы против инвесторов
Сделка проходила не так просто. Американские правоохранительные органы высказали подозрение, что сделка с DST совершена в интересах российских спецслужб. По их мнению, мессенджер много лет является средством коммуникации русских шпионов, а также киберпреступников и криминальных групп из стран бывшего соцлагеря. Как объявили в июне 2010 года правоохранители США, американские спецслужбы активно пользовались «аськой» для слежки. Накануне завершения сделки Financial Times сообщила, что правоохранители США просят запретить ее. Эксперты удивляются, что заокеанские компетентные органы опомнились так поздно – с момента объявления о намерениях сторон прошло более 30 дней. Это значит, что покупку уже невозможно предотвратить. Комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS) в течение контрольного срока возражений против покупки ICQ не высказал.
1-3 – 4,2 %
4-10 – 20,0 %
11-20 – 20,6 %
21-50 – 24,2 %
51-100 – 16,1 %
101-300 – 9,5 %
Более 300 контактов – 2,5 %
Затрудняюсь ответить – 2,8 %
Пароль-отзыв
По-настоящему удобным средством для общения преступников являются мессенджеры, основанные на конкурирующем с ICQ протоколе Jabber. Он позволяет организовать свой закрытый персональный IM (instant messenger), например, внутри одной компании или для некоей социальной группы, скажем, банды. Один из плюсов Jabber – поддержка сильных алгоритмов шифрования. Сейчас этот протокол используют практически все конкуренты «аськи», среди которых «Mail.Ru Агент», «Я.Онлайн», Google Talk, QIP, Pandion.
Jabber дает ряд преимуществ. Например, красивые номера «аськи» часто «угоняют» с целью перепродажи или получения денег за возврат владельцу. В Jabber-мессенджерах используется буквенная идентификация пользователей, то есть воровать аккаунты незачем. Также у конкурентов «аськи» более обширный функционал, нет проблем с кодировками, выше устойчивость к сбоям. Переписка хранится не на локальном компьютере, а на серверах в зашифрованном виде. Это значит, что доступ к архиву существует с любого компьютера. В силу этих моментов Jabber-мессенджеры стали оттеснять ICQ с рынка. Компания почувствовала давление конкурентов и начала демонстративно вставлять им палки в колеса. Так, за последние пару лет несколько раз происходили сбои в работе мессенджеров, которые базируются на Jabber, но поддерживают также и транспортный протокол ICQ. Аудитория «аськи» велика в силу того, что компания вышла на рынок раньше, и конкурентам приходится с этим считаться. Поэтому обычно пользователю предоставляется возможность сохранять «асечные» контакты и в мессенджерах-«соперниках». Разработчики QIP сообщили, что проблемы возникали по причине того, что в протокол ICQ вносились изменения без всякого предупреждения. Такое отношение к своим же пользователям не могло не повлиять на аудиторию «аськи». «ICQ долгое время был одним из самых популярных мессенджеров в России, но с тех пор его позиции ухудшились, – говорит Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru, – тогда как «Mail.Ru Агент» с момента своего появления набирает популярность. Уже сейчас аудитория «Агента» достигла 15 млн пользователей».
Сервис в помощь
В первую очередь об интересах Mail.ru упоминают и аналитики, когда рассказывают о возможных экономических мотивах приобретения «аськи» фондом DST. «У Mail.ru есть свой мессенджер – «Mail.Ru Агент», – рассуждает Леонид Делицын. – Логично было купить ICQ, чтобы полностью овладеть рынком. Кроме этих двух мессенджеров есть лишь GoogleTalk с незначительной долей. Ни мессенджер AOL, ни майкрософтовский MSN не стали популярными в России». Аналитик припоминает, что в 2008 году у ICQ доля среди российских пользователей была 55 – 60%, у Google Talk – 1 – 1,5%. «Mail.ru хочет лидировать во всем, что касается интернет-коммуникаций, и покупка мессенджера продолжает эту стратегию», – объясняет Делицын.
В свое время «Рамблер» был доволен партнерством с ICQ. По неподтвержденным данным, в 2008 г. реклама в ICQ принесла «Рамблеру» около $6 млн. Rambler Media сотрудничает с AOL с лета 2005 года. Тогда появился их совместный продукт – Rambler ICQ, в который были интегрированы услуги российской компании, в частности поиск. А в 2008-м было подписано соглашение, предоставляющее «Рамблеру» эксклюзивное право на продажу рекламы в «аське» для русскоязычной аудитории. В 2009 году подобный договор появился еще и с «Яндексом». Доходы от рекламы ICQ делила с партнерами. Теперь Делицын сомневается, что DST будет развивать проект ICQ. Выгоднее продвигать собственный бренд. К примеру, «аську» могут переименовать в Mail.ru-ICQ.
Mail.ru Агент – 46,2%
QIP – 45,9%
Skype – 42,6%
ICQ – 41,7%
Rambler ICQ – 14,4%
Яндекс.Онлайн – 8,9%
Miranda – 7%
MSN/Windows Live Messenger – 6,2%
Gtalk – 2,1%
Adium – 1,2%
Trillian – 0,5%
LJtalk – 0,1%
Другие – 7,9%
Текстовое общение с друзьями и родственниками – 90,6%
Обмен файлами – 53,6%
Обмен интересными ссылками с друзьями – 48,8%
Текстовое общение по работе (с коллегами, партнерами) – 48,2%
Звонки знакомым и родственникам в других городах и странах – 31,9%
Голосовое общение – 29,9%
Поиск новых знакомых и общение с ними – 22,7%
Видеочат – 17,0%
Другое – 4,3м