Тайный смысл, или Верхушка айсберга
Когда находишься в стрессовой ситуации, можно с водой выплеснуть и ребенка. В нынешнем непростом международном контексте «раскачивать лодку» не очень осмотрительно… Страна и ее руководство, общество и представители бизнеса находятся под серьезным давлением извне, при этом внутри по каким-то скрытым причинам разворачивается конфликт вокруг акционера одного из столпов российской экономики — АФК «Система», на которую приходится порядка 1,5% всего российского ВВП.
Из вопроса о законности приватизации активов башкирского ТЭКа дело плавно перешло к домашнему аресту одного из крупнейших бизнесменов страны — Владимира Евтушенкова. Пока события развиваются по сценарию дальнейшей эскалации. Но война во время войны выгодна только нашему «вероятному противнику», поставившему перед собой задачу — нанести максимальный ущерб российской экономике.
«Башнефть», вокруг которой ведется спор, — лидер отечественной нефтянки по росту добычи, работодатель для десятков тысяч сотрудников. Очевидно, что компания — привлекательный актив, а в нефтяном бизнесе принцип «цель оправдывает средства» никто не отменял. Вопрос лишь в том, уместен ли такой подход сегодня?
2008 г. — начало финансового кризиса в России. Цены на нефть начали стремительно падать и с июня по декабрь 2008 г. снизились с $135 до $44 за баррель. В среднем в период с июня 2008 г. по июль 2009 г. капитализация нефтяных компаний уменьшилась в 2,7 раза. По итогам 2008 г. рыночная капитализация «Башнефти» по сравнению с 2006 г. продемонстрировала падение на 73%. Компания оказалась на пороге банкротства и нуждалась в серьезных инвестициях и реструктуризации. В начале 2009 г. АФК «Система» открыто объявила о намерении инвестировать в башкирский ТЭК. Цена сделки была определена в $2,5 млрд, но впоследствии скорректирована до $2 млрд, поскольку «Башнефть» не достигла ряда финансовых показателей, заложенных в сделку в качестве условия для выплаты полной суммы. Уже тогда некоторые аналитики придерживались мнения, что «Система» переплатила за актив и дисконт мог бы быть еще большим. Так, «ВТБ Капитал» в своем отчете от 30 марта 2009 г. приводил следующую оценку: «АФК «Система» платит большую премию (мы оцениваем рыночную стоимость приобретаемых долей в $1,4 млрд)».
При этом ни у кого не возникало сомнений в инвестиционном характере сделки. Ситуация была ясной и соответствующей логике бизнеса. Однако сегодня дисконт в $500 млн становится предметом изучения для следственных органов. Странным образом звучит и тезис о том, что из-за нарушений, которые якобы были допущены предыдущим владельцем «Башнефти» в ходе приватизации, Владимир Евтушенков должен вернуть не только сам актив, но и дивиденды, полученные за время, пока компания находилась в собственности АФК «Система». В этой связи возникает вопрос: как быть с инвестициями самой «Системы» в «Башнефть»?
За пять лет, с 2009 г., «Система» инвестировала в развитие «Башнефти» порядка 200 млрд руб. За время нахождения в структуре АФК «Система» «Башнефть» из региональной компании с непрозрачной структурой управления переквалифицировалась в высокотехнологичный вертикально интегрированный холдинг с выручкой 563 млрд руб. по итогам 2013 г., что в 2,6 раза больше по сравнению с итогами 2009 г.
Эффективный и прозрачный бизнес ставится под удар за счет претензий, касающихся действий предыдущих акционеров. При этом сами претензии полны нестыковок и неясностей, что позволяет сделать вывод: на суд общественности представлена не более чем верхушка айсберга, а реальные мотивы и обстоятельства атаки на «Систему» и ее акционера далеки от цели добиться справедливости.