ТЭК Украины на пороге передела

08.02.201500:00

Майдан стал причиной кардинальных политических перемен на Украине.Но дело не ограничилось только распределением мест в Верховной раде и борьбой за министерские портфели. Новые власти начинают игру на экономическом поле. Главный приз в ней – ключевые активы. Симптомы надвигающегося передела: допросы, судебные разбирательства, тюремные сроки и призывы к национализации частной собственности. 

Двое на одного

В этой игре наиболее заметны три фигуры. Первая – Ринат Ахметов, которого называют хозяином Донбасса, самый богатый человек Украины. В 2014 г. Forbes оценил его состояние в $11,2 млрд, в 2013 г. – в $15,4 млрд. Ахметов владеет группой «Систем кэпитал менеджмент» (СКМ), а через нее энергетической компанией «ДТЭК». Согласно годовой отчетности ДТЭК, стоимость ее активов в 2013 г. составила 95,1 млрд гривен, или почти $12 млрд. Ринат Ахметов имеет связи с кланом Януковичей. 

Вторая – Дмитрий Фирташ, тоже человек экс-президента Украины. Forbes оценивает его состояние в $400 млн ($673 млн в 2013 г.). Фирташ владеет Group DF, у него имеются активы в химической и газовой промышленности, а также в металлургии. Совместно с «Газпромом» он основал компанию «Росукрэнерго», которая с 2004 г. по 2009 г. занималась поставками «голубого топлива» европейским потребителям. 

Третья фигура им противостоит. Речь идет об олигархе, губернаторе Днепропетровской области Игоре Коломойском. Активный сторонник нового президента и правительства, Коломойский владеет собственностью на $1,8 млрд и занимает четвертую строчку в списке богатейших украинцев по версии Forbes. Основная структура губернатора – группа «Приват», в нее входят около ста предприятий по всему миру. Ранее Игорь Коломойский занимался медиабизнесом (холдинг «1+1») и финансами (Приватбанк). События ушедшего года показали, что он разворачивается в сторону ТЭКа. Чтобы укрепиться в этой сфере, ему придется потеснить Ахметова и Фирташа. 

Хозяин Донбасса

Ринат Ахметов, львиная доля активов которого расположена в восточных регионах (десять угольных шахт в Доброполье, шесть шахт в Ровеньках, еще пять в Свердловске, одна в Белозерском и одна из крупнейших шахт Украины – «Комсомолец Донбасса» – в Кировском), испытывает на себе пристальное внимание следственных органов. 

22 января его шесть часов допрашивали по делу о финансировании терроризма. Под этой формулировкой кроется опасное для предпринимателя подозрение в поддержке независимости его родного Донбасса. Сейчас для Киева нет преступления страшнее. Правда, пока бизнесмен проходит по делу как свидетель.     

При этом сам Ахметов неоднократно озвучивал свою позицию по Новороссии. 14 мая 2014 г. на официальном сайте СКМ появилось его заявление. В нем говорилось, что Донбасс – неотъемлемая часть Украины. «Я глубоко убежден, что счастливым Донбасс может быть только в единой Украине», – подчеркнул тогда Ринат Ахметов. 

Еще через пять дней он опубликовал экстренное сообщение, в котором обвинил представителей Донецкой Народной Республики (ДНР) в «геноциде Донбасса». Через пару дней Ринат Ахметов добавил: «Я убежден, что ДНР обманывает людей. Они обманывают народ Донбасса. Это – проходимцы, они взяли в заложники весь Донбасс и терроризируют его». Недвусмысленная позиция. Однако она не спасла Ахметова. 

Губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский начал действовать против хозяина Донбасса. В июле он сказал следующее: «Государство сегодня просто обязано провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма». Эти слова можно было бы не связывать с Ахметовым, если бы не одно но. Не озвучивая имен, совладелец «Привата» дал понять, кого считает виновным в госизмене. По мнению Коломойского, эти люди получили госсобственность незаконно, за копейки и без конкуренции на торгах. Среди прочего он назвал компанию «Укртелеком». Напомним, что в 2013 г. она была куплена СКМ Рината Ахметова. Таким образом, Игорь Коломойский фактически показал на него пальцем и заявил: «Вот он, виновник войны на Донбассе». И теперь Ахметовым интересуется прокуратура. Передел собственности в этом случае проходит в три этапа: тюрьма для провинившегося – национализация – повторная приватизация. 

Приватное дело

При этом позиции «Привата» в украинском ТЭКе нельзя назвать сильными. У группы Коломойского есть 43-процентная доля в государственной «Укрнафте» (50% плюс акция принадлежат «Нафтогазу»). По оценке аналитика брокерской компании IFC Markets Дмитрия Лукашова, госпакет акций «Укрнафты» является одним из наиболее привлекательных активов во всем украинском ТЭКе. Компания добывает около 70% всего газового конденсата на Украине и более 10% природного газа. К «Привату» также относятся «Укрхимэнерго» и «Энергоальянс». 

В конце 2014 г. Коломойский перешел в наступление. Сотрудники «Укрнафты» совместно с правоохранительными органами заблокировали Одесский нефтеперерабатывающий завод. НПЗ принадлежал группе «ВЕТЭК» предпринимателя Сергея Курченко. Сам Курченко – человек, близкий к Виктору Януковичу. Бизнесмен покинул Украину еще в феврале 2014 г. В апреле завод был арестован по делу о продаже нефтепродуктов по фиктивным документам на 36 млрд гривен ($3,2 млрд). Как утверждает Коломойский, предприятие продолжало вывозить нефтепродукты в интересах Курченко. Именно поэтому потребовалось вмешательство сотрудников «Укрнафты» и милиции. Теперь губернатор Днепропетровской области контролирует НПЗ. Ранее он неоднократно требовал передать Одесский нефтеперерабатывающий завод в госсобственность.

Наконец, Коломойский атакует ДТЭК, энергетическое подразделение СКМ Рината Ахметова. 13 января 2015 г. близкая к «Привату» компания «Бизнес-инвест» потребовала признать недействительным приобретение ДТЭК 45,1% акций «Захидэнерго». Бумаги были проданы за $240 млн (всего на $12 500 дороже стартовой цены). В «Бизнес-инвесте» утверждают, что аукцион был незаконным, так как ДТЭК являлась единственным участником торгов. Иск находится на рассмотрении. На данный момент 70,91% «Захидэнерго» принадлежит ДТЭК. «Захидэнерго» тоже представляет собой привлекательный актив. Компания владеет тремя тепловыми электростанциями суммарной мощностью 4707,5 МВт (около 14% от всей мощности украинской электроэнергетики). 

В целом же ДТЭК – ядро энергетической «империи» хозяина Донбасса. Тот, кто владеет ДТЭК, владеет энергорынком всей страны. До начала военных действий на востоке Украины на шахтах ДТЭК вырабатывалось 41,4 млн тонн угля в год. По данным Госстата, в 2013 г. в стране было добыто 83,7 млн тонн. То есть половина всего угля находилась в распоряжении Ахметова. Кроме того, ДТЭК обеспечивала ему 29,9% энергогенерирующего рынка и 39,3% рынка передачи электричества. Мощность тепловых электростанций ДТЭК достигает 18,2 ГВт  – это половина мощности всех украинских ТЭС. ДТЭК также владеет 50-процентным пакетом акций «Нефтегаздобычи». В 2013 г. это предприятие получило 506 млн кубометров газа (общий объем потребления газа на Украине в 2013 г. – 50,4 млрд кубометров). Выручка ДТЭК в 2013 г. выросла до 92,8 млрд гривен ($11,6 млрд), чистая прибыль составила 3,3 млрд гривен ($413 млн).  

Теперь Ринат Ахметов находится меж двух огней и рискует остаться вовсе без энергетического бизнеса. С одной стороны, власти самопровозглашенных республик грозятся национализировать его предприятия на Донбассе за то, что его налоги идут не в Луганск и Донецк, а в Киев. С другой – украинские власти (в лице Генпрокуратуры и Коломойского) пытаются обвинить его в поддержке сепаратистов. Если вину Ахметова удастся доказать, его активы перейдут сперва Фонду госимущества Украины, а потом снова будут приватизированы. Тогда хозяином ДТЭК станет кто-то другой. 

Битва титанов

«Титановый король» Украины Дмитрий Фирташ тоже быстро теряет свои позиции. Они были серьезно подорваны еще в марте 2014 г., когда в Вене его задержало американское ФБР. Главу Group DF заподозрили в создании организованной преступной группировки, отмывании денег и коррупции. В частности, его обвинили во взятке правительству Индии: бизнесмен якобы пытался ускорить выдачу лицензий на добычу ильменита, использующегося в производстве титана. По данным ФБР, деньги проходили через американские банки. Это и дало повод для ареста Фирташа. Следствие утверждает, что сумма взяток достигла $10,5 млн. 

Чтобы выйти из тюрьмы, бизнесмен выложил $125 млн. Теперь он находится под домашним арестом в столице Австрии и пытается удержать контроль над своими химическими и нефтегазовыми предприятиями. Первое, что он сделал после тюрьмы, – дал интервью BBC One и поддержал кандидата в президенты Украины Петра Порошенко. Новая власть рвения не оценила. 

В январе 2015 г. на компании Дмитрий Фирташа набросились кредиторы. Самый крупный их них – «Нафтогаз». Компания через суд потребовала обанкротить химический завод «Азот» из-за долга в 181 млн гривен (около $11 млн). Кроме «Азота», «Нафтогаз» имеет претензии к «Стиролу» (находится в Горловке, которая является «горячей точкой» ДНР) и «Ровноазоту». В целом объем претензий госкомпании составляет 2,3 млрд гривен ($191,8 млн).

Летом 2014 г. вербальную атаку на предпринимателя провел премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Отчитываясь перед Верховной радой о проделанной за сто дней работе, он отметил, что Фирташ должен украинской экономике 6 млрд гривен ($507,6 млн). Также глава кабинета заявил, что в украинской экономике начинается процесс демонополизации. И начинается он, как ни странно, с титановых предприятий Group DF. Яценюк объявил, что горно-металлургический комплекс (ГМК) в Вольногорске (Днепропетровская область) переходит государству из-за «сомнительных схем», по которым Дмитрий Фирташ их арендовал. 

И тут на сцене снова появляется Игорь Коломойский. Комбинат перешел под управление госкорпорации «Объединенная горно-химическая компания» Руслана Журило, правой руки Коломойского. Group DF, в свою очередь, косвенно обвинила «Приват» в незаконных действиях. «22 сентября 2014 г. произошел силовой захват Вольногорского ГМК группой вооруженных лиц, которые сопровождались чиновниками Днепропетровской облгосадминистрации и сотрудниками органов МВД Днепропетровской области. Не предоставив никаких разрешительных документов, группа неизвестных людей несанкционированно, противозаконно, грубо и с применением физической силы ворвалась на территорию предприятия под предлогом передачи имущества» – сказано в сообщении компании. 

Когда Коломойский призывал деприватизировать активы Ахметова, он не забыл и про Group DF. В его «расстрельный» список попали Запорожский титаново-магниевый комбинат (Фирташ владеет 49% акций, купленных за $160 млн) и «Сумыхимпром». 

Через «Сумыхимпром» проходит «фронтовая линия», разделяющая позиции Фирташа и Коломойского. Формально химическое предприятие принадлежит Фонду госимущества Украины. Это проблемный актив: долги завода достигли 1,4 млрд гривен ($90 млн). Основные кредиторы – Ostchem, «Крымский титан», банк «Надра» – контролируются Фирташем. Санацией «Сумыхимпрома» управляет Игорь Лазакович, менеджер Фирташа, который ранее управлял, например, Вольногорским комбинатом. Если процедура санации будет доведена до логического конца, «Сумыхимпром» достанется Group DF. 

Чему, естественно, противится Игорь Коломойский. Так, вмешавшись в торги, он не дал состояться продаже 7,2% акций химического предприятия в пользу структур Дмитрия Фирташа. Кстати, компания «Сумыхимпром», помимо удобрений, выпускает и двуокись титана. Сырье для производства титана добывалось как раз на Вольногорском ГМК. Таким образом, совладелец «Привата» фактически сделал заявку на лидерство в титановой отрасли. Для этого осталось только протянуть руку – «выбить» Фирташа из «Сумыхимпрома». Учитывая нынешнее положение главы Group DF, сделать это будет нетрудно. 

Передел собственности на Украине шел бы по классическому сценарию (смена власти – быстрая перестановка собственников бизнеса), если бы не гражданская война. Конфликт в восточных регионах смешивает все карты участников игры. Слишком силен фактор неопределенности. Судьба активов, которые в нормальных условиях стали бы наиболее востребованными (та же ДТЭК Ахметова или химзаводы Фирташа), неясна. «Слияния и поглощения в украинском ТЭКе не идут – сейчас военная обстановка очень осложняет переход прав собственности. Объем слияний и поглощений снизился в прошлом году, по нашим оценкам, на 50%, примерно с $3 до $1,5 млрд», – сообщил «Ко» руководитель аналитического отдела инвестиционной компании QB Finance Дмитрий Кипа. «Передел собственности планируется, но, видимо, у нынешних властей пока не доходят до него руки», – добавляет Дмитрий Лукашов.

Тем не менее участники рынка к нему готовятся. Чтобы начался полномасштабный переход собственности из рук в руки, нужна стабилизация. Но пока что бизнесмены делят шкуру неубитого медведя. Государство же стоит на пороге энергетического коллапса. 

Конец света

С наступлением зимы дисбаланс между потреблением и производством энергии на Украине стал критическим. Согласно информации «Укрэнерго» (управляет объединенной энергосистемой государства), в декабре 2014 г. было потреблено 4991,17 тыс. кВт часов электричества вместо запланированных 3280,5 тыс. кВт часов. При этом за весь год было израсходовано 50 085,73 тыс. кВт часов при плановом показателе в 34 461,22 тыс. кВт часов. Причина этого дисбаланса проста. Украинский ТЭК держится на трех китах: угле, газе и топливе для АЭС. Этих ресурсов теперь остро не хватает, и власти ищут подходящих поставщиков. 

Добыча угля на Украине в 2014 г. снизилась вдвое: с 5 млн тонн в январе до 2,5 млн тонн в декабре. Всего было выработано 44,7 млн тонн против 83,7 млн тонн годом ранее. Основная причина сокращения – боевые действия в угольном Донбассе. Среди основных претендентов на поставки – Россия, ЮАР, Новая Зеландия, Австралия и США. Сперва Украина попыталась договориться с ЮАР. Но сделкой заинтересовалась Генпрокуратура. В надзорном ведомстве посчитали, что уголь закупался по завышенной цене: $86 за тонну плюс расходы на доставку. К тому моменту, когда уголь доходил до электростанций, он стоил уже $110. Кроме того, сорт угля оказался неподходящим. «После закупок в ЮАР стало понятно: этот уголь не горит на местных станциях, а расходы на доставку слишком велики», – пояснил «Ко» гендиректор компании «Энергостроительные системы» Владимир Захарченко. В итоге южноафриканская Steel Mont не стала подписывать новых контрактов с госпредприятием «Укринтерэнерго». 

Россия поставляет Украине уголь по $80 за тонну. «Уголь из России дешев. Поэтому это идеальный вариант для покупки, – рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. – Хотя за покупку угля из России украинских чиновников могут люстрировать – облить зеленкой и кинуть в мусорку или просто посадить в тюрьму». Наиболее реальная альтернатива российскому углю – закупки в Соединенных Штатах. Американский уголь тоже дешевый. Он был вытеснен с внутреннего рынка благодаря сланцевой революции. По различным оценкам, тонна американского угля для Украины будет стоить около $100. Киев также готов покупать топливо в Австралии и Новой Зеландии (около $70 за тонну без учета доставки). Но договоров пока нет, поэтому ТЭС работают на украино-российском топливе. 

«Энергоатом», оператор всех украинских АЭС, производит 43,1% электричества на Украине. В условиях снижения добычи угля и попыток диверсификации поставок газа атомная отрасль остается более-менее стабильным источником энергии. Владимир Захарченко напоминает, что главными экспортерами топлива для АЭС являются российские производители. «Украинцы пытались найти других поставщиков. Вскоре выяснилось, что АЭС могут работать только на российском сырье, а замена может привести ко второй чернобыльской катастрофе», – говорит эксперт. Действительно, «Энергоатом» пытался договориться о поставках с американской Westinghouse. Как и в случае с углем, возникла несовместимость советского оборудования с иностранным топливом. Так что пока придется пользоваться продукцией «Росатома». Глава госкорпорации Сергей Кириенко заявил, что договоры на поставки ядерного топлива на Украину заключены на весь 2015 год. 

Наконец, о газе. Украина потребляет 50 млрд кубометров «голубого топлива». Примерно 20 млрд кубометров добывается внутри страны. Все остальное нужно импортировать. Главный поставщик – Россия. В 2013 г. «Газпром» перекачал на Украину около 20 млрд кубометров газа. Есть еще импорт из Евросоюза. Постепенно его доля в общих закупках увеличивается. 24 января, к примеру, Еврокомиссия разрешила увеличить объемы ежедневных поставок с 31,5 до 40 млн кубометров. Примечательно, что в декабре 2014 г. Киев закупил 1,5 млрд кубометров газа. Из них 33% было приобретено в России, 67% – в Европе. Годом ранее это соотношение было 95% к 5% соответственно. Не стоит забывать и о том, что рядом с РФ находится еще одна энергетическая держава – Норвегия. Прошлой осенью стало известно, что Украина начала получать топливо от норвежской Statoil. Пока было куплено 346 млн кубометров газа на $91,5 млн. Средняя цена – $264,5 за тысячу кубометров. Для сравнения: цена российского газа для Украины составляет $365. Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал, что с апреля скидка в $100 будет отменена. В любом случае Украина намерена сократить потребление российского газа. Петр Порошенко, например, предложил ввести с 2018 г. 30-процентные квоты на объемы экспорта газа из одной страны, и это еще один шаг в сторону от Москвы. 

Но до полноценной энергонезависимости далеко. Для этого придется восстановить угольные предприятия Донбасса, перестроить атомную энергетику под мировые топливные стандарты и сократить потребление российского газа. Полезно также задуматься о других видах электроэнергии. ДТЭК, например, пускает деньги на ветер, в смысле на строительство ветряных электростанций.