Технологии будущего
Первыми, кто в начале 2000-х заинтересовался услугой кэш-менеджмента в России, стали крупные государственные и частные компании нефтегазового сектора. Работали они, как правило, с аффилированными банками. Еще тогда владельцы бизнеса называли новые системы расчетов технологиями будущего. Так и получилось. За последние несколько лет рынок кэш-менеджмента вырос в несколько раз. Сейчас услуга востребована практически во всех отраслях экономики, среди производственных компаний, ритейлеров.
Кэш-менеджмент интересен прежде всего коммерческим структурам, имеющим разветвленную филиальную сеть и большое количество дочерних предприятий. Использование этой услуги позволяет решить сразу несколько задач по увеличению производственной и финансовой эффективности предприятия. Децентрализация казначейских функций по региональным подразделениям крупных компаний, как правило, затрудняет эффективное управление денежными потоками и оперативный доступ к консолидированной информации о бизнесе в целом. Централизация корпоративного казначейства, в свою очередь, требует особого уровня сотрудничества компании и банка, высокой степени вовлеченности банка в обслуживание казначейских процессов компании вплоть до аутсорсинга банком части казначейских функций компании.
«Мы видим процессы консолидации и укрупнения бизнеса в стране, идет формирование новых холдинговых компаний, развитие расчетного бизнеса в регионах. Бизнесу требуется прозрачность. Все эти факторы – основные драйверы роста рынка кэш-менеджмента», – рассказывает Александр Мещеряков, управляющий директор по международному, документарному и транзакционному бизнесу Промсвязьбанка.
«Потребность в организации особой системы расчетов возникла в нашей компании из-за обширной сети региональных офисов. Каждый из них является отдельным бизнес-подразделением с собственным счетом в банке, – поясняет Сергей Скуратов, руководитель службы по работе с финансовыми институтами компании OCS, крупнейшего дистрибьютера IT-рынка. – Промсвязьбанк разработал нам систему кэш-менеджмента, которая позволила улучшить контроль финансовых потоков и увеличить скорость расчетов с поставщиками».
Три кита кэш-менеджмента можно условно разделить на три части. Прежде всего банк может предоставить клиенту возможность дополнительного контроля финансового состояния и получения информации о своих счетах. Например, финансовый директор крупной промышленной группы может на экране компьютера одновременно наблюдать за состоянием банковских счетов всех предприятий своего концерна.
Кроме того, использование услуг кэш-менеджмент помогает улучшить процентный результат компании, более эффективно использовать имеющиеся денежные средства. Этому, например, служит так называемый виртуальный пулинг, когда банк проводит начисления процентов на суммарный остаток на всех банковских счетах группы предприятий и на суммарный долг по овердрафту.
Также очень важно ускорить и упростить такие процессы, как обработка банковской выписки (в части информации о поступивших платежах) или формирование и отправка платежных документов холдинга на исполнение в банк. Услуги, направленные на оптимизацию, обработка большого массива входящих и исходящих платежей – тоже составная часть кэш-менеджмента.
ГО – филиал – ГО С появлением большой сети филиалов у компании появляются и специфические задачи. Например, часто доходы поступают в региональные офисы, контактирующие с покупателями. Таким образом, выручка в течение дня скапливается на счетах филиалов, а основные расходы компании осуществляет головной офис. Возникает необходимость перебрасывать деньги со счетов филиалов в регионах на счет центрального офиса. И делать это надо как можно быстрее. Дело осложняется еще и тем, что филиалам тоже нужны деньги, ведь и у них есть свои накладные расходы, хотя и не такие большие, как у головной компании.
«В таких случаях требуется тщательно выверенная система внутрикорпоративных расчетов, – говорит Сергей Скуратов. – При этом для скорости желательно, чтобы она работала в автоматическом режиме с установленным временем списаний и зачислений».
Для ускорения расчетов головной компании с поставщиками нужно, чтобы центральный офис мог в любой момент времени оплачивать выставленные ему счета, независимо от того, поступили ли уже деньги из регионов или нет. А источником финансирования таких расходов может стать предоставляемый банком овердрафт.
«Удобство кэш-пулинга еще и в том, что он работает в оба направления. Если после автоматического списания со счета у регионального бизнес-подразделения возникает необходимость оплаты, то подкрепление регионального счета происходит с мастер-счета», – отмечает Сергей Скуратов.
В конце дня все свободные средства на счетах холдинга автоматически направляются на погашение овердрафта.
Кроме того, банк начисляет компенсацию на остатки по счетам компании. При этом речь идет об остатках на всех многочисленных счетах группы одновременно. Суммируются остатки на всех счетах и в головной компании, и в региональных филиалах, и в дочерних зависимых обществах. Счета объединяются в виртуальный пул, который повышает качество оперативного планирования в дочерних компаниях, обеспечивает рост доходности операций по размещению денежных средств группы, увеличивает эффективность размещения временно свободных средств до 40%.
«Эффективность от системы кэш-менеджмента, которую персонально для нашей компании разработал Промсвязьбанк, очень высока, ее легко можно измерить цифрами, – подчеркивает Сергей Скуратов. – Мы сразу получили работающий механизм».
Услуги кэш-менеджмента в России предлагают, как правило, только крупные банки: для грамотного внедрения услуги и поддержки высокого уровня сервиса необходимы колоссальные ресурсы, IT-системы и их поддержка, единая автоматизированная банковская система (АБС) во всех точках присутствия. «Мы разрабатываем для наших клиентов различные системы, решения, – резюмирует Александр Мещеряков. – И намерены лидировать во всех технологических направлениях для крупного корпоративного сегмента».