Технологии прозрачности авторынка
![Фото: 123rf / Legion-Media](/resize/w1920/upload/iblock/bf3/q4nzdyz6472upg7acgvnk0uxnxwmryoj/119798588_l_normal_none.jpg?67c6f62b)
Как меняется рынок машин с пробегом
В ряде стран на долю профессиональных продавцов приходится 60–70% от продаж автомобилей с пробегом. В России, по оценкам, этот сегмент авторынка перешагнул 20-процентную планку. Аналитики полагают, что со временем отечественный рынок будет становиться все более профессиональным за счет растущего качества сервиса и большей прозрачности сделок.
Немного статистики: число продаваемых в России автомобилей с пробегом достигло 6 миллионов в год. Это почти в шесть раз больше, чем новых авто. В соответствии с духом времени большая часть таких сделок начинается онлайн: в Интернете ищут авто для покупки, ведут переговоры, проверяют историю машины и т. д.
По данным «Автостата», одна из самых популярных интернет-площадок — «Авито Авто»: именно ее чаще других выбирают для продажи автомобиля. У классифайда также есть устойчивая репутация сервиса, больше других уделяющего внимание вопросам безопасности пользователей, такой точки зрения придерживаются 42% участников опроса.
К этим показателям «Авито» последовательно шел 17 лет, инвестируя в ИТ-инструменты и повышая прозрачность продаж. «Одними из первых мы стали прикладывать усилия для того, чтобы информация в объявлениях о продаже автомобилей соответствовала реальности», — отмечает управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков.
![Кирилл Вотяков Кирилл Вотяков](/upload/medialibrary/0e0/fq743ssj9ouotat8bmo36kgh18zyp8gh/13_26_35-_-Z92_7709.jpg)
Восемь лет назад состоялся запуск проекта „Авито“ „Автотека“. Сервисом пользуются миллионы автолюбителей, которые получают детальные отчеты об истории автомобилей. Его уже можно назвать стандартом рынка,
— Кирилл Вотяков,
управляющий директор «Авито Авто»
Около двух лет назад команда платформы начала создавать репутационную систему, которая оценивает качество сервиса продавца по 30 параметрам. Один клик в приложении или на сайте — и можно выяснить, насколько надежный продавец стоит за конкретным профилем и как его работу оценивают другие пользователи. «Авито» ежегодно инвестирует в развитие технологий безопасности свыше 4,5 млрд рублей.
Помимо этого, в «Авито» практикуют офлайн-проверки дилеров, к которым выезжает для этого сотрудник площадки. В параметры оценки качества сервиса могут входить наличие заявленных автомобилей и соответствие указанного пробега реальным показателям, параметры комплектации и другие существенные нюансы.
«Для нас важно минимизировать вероятность появления на платформе недостоверных объявлений и недобросовестных продавцов. Поэтому мы и создали репутационную систему, которая позволяет комплексно оценивать качество сервиса продавцов, а не реагировать на отдельные сомнительные объявления. В случае серьезных нарушений аккаунт будет полностью заблокирован. При этом неважно, кому он принадлежит, крупному дилеру или профессиональному продавцу, подход ко всем одинаковый», — говорит руководитель сегмента реселлеров «Авито Авто» Сергей Хахулин.
Еще одно сложное технологическое решение связано с защитой персональных данных. Частные продавцы на «Авито» не размещают в открытом всему Рунету доступе личный номер телефона. Как отмечают в компании, сервис «Анонимный номер» можно назвать большой, сложной и дорогой технологией, особенно если учесть количество объявлений, одновременно опубликованных на площадке. Общее количество размещенных на «Авито» объявлений превышает 230 млн, 2 млн из них приходится на раздел «Транспорт».
Новым этапом обеления рынка стал недавно запущенный сервис фиксирования цен у дилеров. Стоимость автомобилей может варьироваться в зависимости от пакета дополнительных услуг, кредитования, опции трейд-ин и других нюансов конкретного договора. Отдельными значками на площадке выделяют дилеров, которые гарантируют, что для покупателей, приехавших в салон, цена останется соответствующей — не изменится в большую сторону.
Профессионалы автомобильного рынка
У профессиональных продавцов, автопредпринимателей, которых в стране несколько сотен тысяч человек, совершенно разные бизнес-модели. Есть те, кто специализируется на срочном выкупе, берут машины с дисконтом и зарабатывают на ценовой разнице. Кто-то привозит авто из далекого региона, другие вкладываются в ремонт, приводят авто в порядок и берут за это премию.
То, что этот вид бизнеса востребован на рынке, подтверждается также наличием собственной конференции, которую проводит Haraba. Как вспоминает основатель Haraba и генеральный директор «Автохаба» Гаджи Курбанов, первая встреча с 300 участниками прошла в ноябре 2019 года, пятая конференция состоялась в конце апреля, и только очно ее посетили свыше тысячи человек со всей страны, а еще около шести тысяч подключились онлайн.
При этом меняется не только число участников, но и их подход к работе, отмечает Курбанов.
![Гаджи Курбанов Гаджи Курбанов](/upload/medialibrary/e95/mgb0qrc9gcrr3a10fjoh3nuckpwbu638/11_57_05-_-Z91_8051.jpg)
Заметно, что в последние 2–3 года предприниматели начали работать с репутацией. Большая часть профессиональных продавцов вошла на этот рынок за последний год, и новички сразу ориентированы на работу вдолгую, что можно реализовать только в условиях прозрачности. Растет количество официально и честно работающих профессионалов автомобильного рынка, чему способствуют именно ИТ-инструменты, цифровые платформы,
— Гаджи Курбанов,
основатель Haraba и генеральный директор «Автохаба»
Как рассказывают в «Авито Авто», компания продолжает держать в фокусе развитие технологий и в том числе тестирует решения на базе генеративных нейронных сетей в 10 сервисах (в частности, умный ассистент для покупателей). В следующем году экономический эффект от их внедрения оценивается в 2 млрд рублей. А до конца 2024 года ожидается, что около 40% пользователей «Авито» будут взаимодействовать с продуктами, где применяются нейросети.
Еще по теме
![](/img/place_366_366.webp)
![Скинулись всем миром: тренды на рынке российского краудфандинга](/resize/w600/upload/iblock/14b/cv6mfeik8nb6b3a7my4bu4kjrloa83px/huma_h_yardim_oCPDom0y_yI_unsplash.jpg?c35f4f1f)
![](/img/place_366_366.webp)
![«Душные правила» торговли: банки и маркетплейсы поспорили о деньгах клиентов](/resize/w600/upload/iblock/7ae/vzhcme80knjqb47zx3ug5mk4b35a4ljx/KS3_2626.jpg?c5b53cff)