Технологии прозрачности авторынка
Как меняется рынок машин с пробегом
В ряде стран на долю профессиональных продавцов приходится 60–70% от продаж автомобилей с пробегом. В России, по оценкам, этот сегмент авторынка перешагнул 20-процентную планку. Аналитики полагают, что со временем отечественный рынок будет становиться все более профессиональным за счет растущего качества сервиса и большей прозрачности сделок.
Немного статистики: число продаваемых в России автомобилей с пробегом достигло 6 миллионов в год. Это почти в шесть раз больше, чем новых авто. В соответствии с духом времени большая часть таких сделок начинается онлайн: в Интернете ищут авто для покупки, ведут переговоры, проверяют историю машины и т. д.
По данным «Автостата», одна из самых популярных интернет-площадок — «Авито Авто»: именно ее чаще других выбирают для продажи автомобиля. У классифайда также есть устойчивая репутация сервиса, больше других уделяющего внимание вопросам безопасности пользователей, такой точки зрения придерживаются 42% участников опроса.
К этим показателям «Авито» последовательно шел 17 лет, инвестируя в ИТ-инструменты и повышая прозрачность продаж. «Одними из первых мы стали прикладывать усилия для того, чтобы информация в объявлениях о продаже автомобилей соответствовала реальности», — отмечает управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков.
Восемь лет назад состоялся запуск проекта „Авито“ „Автотека“. Сервисом пользуются миллионы автолюбителей, которые получают детальные отчеты об истории автомобилей. Его уже можно назвать стандартом рынка,
— Кирилл Вотяков,
управляющий директор «Авито Авто»
Около двух лет назад команда платформы начала создавать репутационную систему, которая оценивает качество сервиса продавца по 30 параметрам. Один клик в приложении или на сайте — и можно выяснить, насколько надежный продавец стоит за конкретным профилем и как его работу оценивают другие пользователи. «Авито» ежегодно инвестирует в развитие технологий безопасности свыше 4,5 млрд рублей.
Помимо этого, в «Авито» практикуют офлайн-проверки дилеров, к которым выезжает для этого сотрудник площадки. В параметры оценки качества сервиса могут входить наличие заявленных автомобилей и соответствие указанного пробега реальным показателям, параметры комплектации и другие существенные нюансы.
«Для нас важно минимизировать вероятность появления на платформе недостоверных объявлений и недобросовестных продавцов. Поэтому мы и создали репутационную систему, которая позволяет комплексно оценивать качество сервиса продавцов, а не реагировать на отдельные сомнительные объявления. В случае серьезных нарушений аккаунт будет полностью заблокирован. При этом неважно, кому он принадлежит, крупному дилеру или профессиональному продавцу, подход ко всем одинаковый», — говорит руководитель сегмента реселлеров «Авито Авто» Сергей Хахулин.
Еще одно сложное технологическое решение связано с защитой персональных данных. Частные продавцы на «Авито» не размещают в открытом всему Рунету доступе личный номер телефона. Как отмечают в компании, сервис «Анонимный номер» можно назвать большой, сложной и дорогой технологией, особенно если учесть количество объявлений, одновременно опубликованных на площадке. Общее количество размещенных на «Авито» объявлений превышает 230 млн, 2 млн из них приходится на раздел «Транспорт».
Новым этапом обеления рынка стал недавно запущенный сервис фиксирования цен у дилеров. Стоимость автомобилей может варьироваться в зависимости от пакета дополнительных услуг, кредитования, опции трейд-ин и других нюансов конкретного договора. Отдельными значками на площадке выделяют дилеров, которые гарантируют, что для покупателей, приехавших в салон, цена останется соответствующей — не изменится в большую сторону.
Профессионалы автомобильного рынка
У профессиональных продавцов, автопредпринимателей, которых в стране несколько сотен тысяч человек, совершенно разные бизнес-модели. Есть те, кто специализируется на срочном выкупе, берут машины с дисконтом и зарабатывают на ценовой разнице. Кто-то привозит авто из далекого региона, другие вкладываются в ремонт, приводят авто в порядок и берут за это премию.
То, что этот вид бизнеса востребован на рынке, подтверждается также наличием собственной конференции, которую проводит Haraba. Как вспоминает основатель Haraba и генеральный директор «Автохаба» Гаджи Курбанов, первая встреча с 300 участниками прошла в ноябре 2019 года, пятая конференция состоялась в конце апреля, и только очно ее посетили свыше тысячи человек со всей страны, а еще около шести тысяч подключились онлайн.
При этом меняется не только число участников, но и их подход к работе, отмечает Курбанов.
Заметно, что в последние 2–3 года предприниматели начали работать с репутацией. Большая часть профессиональных продавцов вошла на этот рынок за последний год, и новички сразу ориентированы на работу вдолгую, что можно реализовать только в условиях прозрачности. Растет количество официально и честно работающих профессионалов автомобильного рынка, чему способствуют именно ИТ-инструменты, цифровые платформы,
— Гаджи Курбанов,
основатель Haraba и генеральный директор «Автохаба»
Как рассказывают в «Авито Авто», компания продолжает держать в фокусе развитие технологий и в том числе тестирует решения на базе генеративных нейронных сетей в 10 сервисах (в частности, умный ассистент для покупателей). В следующем году экономический эффект от их внедрения оценивается в 2 млрд рублей. А до конца 2024 года ожидается, что около 40% пользователей «Авито» будут взаимодействовать с продуктами, где применяются нейросети.