Top.Mail.Ru
архив

Телефон с «человеческим лицом»

Samsung хочет проникнуть на европейский рынок сотовой связи третьего поколения (3G), который, по расчетам компании, начнет быстро расти летом 2005 года. Samsung нацелилась на верхний и средний ценовые сегменты, в качестве орудия атаки выступает коллекция трубок, насчитывающая 13 моделей.

 

В ноябре глава крупнейшего в мире международного оператора сотовой связи Vodafone Арун Сарин объяснил наконец Европе, каким будет ее телекоммуникационное будущее. Сарун заявил, что Vodafone берет курс на сотовую связь третьего поколения (3G) и что к марту 2006 года он рассчитывает на 10 млн пользователей 3G в сети Vodafone. На европейские лицензии 3GVodafone потратил $31 млрд. Вернуть себе эти деньги оператор намерен при помощи передачи видеоинформации, телевизионного контента, 3D-игр и музыки.

После заявления Саруна в ближайшие месяцы окажутся невостребованными миллионы телефонов стандарта GSM, которые не умеют передавать видеосигнал и поддерживать 3D-игры. Наиболее платежеспособная европейская аудитория начнет менять телефоны второго поколения на телефоны 3G. Таким образом, в Европе формируется новый рынок трубок емкостью в несколько миллионов экземпляров в год.

Корпорация Samsung встретила это известие во всеоружии. На состоявшемся в октябре в Шанхае глобальном RoadShowSamsung заявила, что планирует прорваться на еще не существующий европейский рынок 3G. О том, как это будет происходить, читателям «Ко» рассказывает вице-президент по глобальному маркетингу департамента мобильных средств связи Дэниел Чанг.

 

«Ко»: Как выглядит рынок 3G сегодня?

 

Д.Ч.: Глобального рынка еще нет. Япония, первой запустившая 3G, развивается в технологическом смысле изолированно. В Европе можно говорить об отдельных экспериментах, которые ведут в Италии и Германии Hutchison и Vodafone. Настоящая конкуренция начнется во второй половине 2005 года, когда Vodafone, Orange, T-Mobile возьмутся за 3G всерьез (интервью состоялось за несколько дней до заявления Аруна Сарина. – Прим. «Ко»).

 

«Ко»: Samsung уже знает, как будет действовать во второй половине 2005 года?

 

Д.Ч.: Наша 3G-стратегия строится на двух базовых принципах: современные технологии плюс дизайн. Для Западной Европы мы разработали модели C105 и G107, еще одну планируем показать в конце 2004 года. Наконец, в 2005-м мы выведем около десяти моделей телефонов европейского стандарта третьего поколения UMTS.

 

«Ко»: Какие дизайнерские идеи будут доминировать в телефонной моде 3G?

 

Д.Ч.: Электроника становится товаром категории luxury, это относится и к телефонам. Если говорить о конкретных дизайнерских решениях, то мы продолжим линию раскладывающихся телефонов. Кроме того, появятся так называемые sliders (со сдвигающимся корпусом, открывающим клавиатуру. – – Прим. «Ко») и скручивающиеся модели.

 

«Ко»: А какие технологические решения заложены в новую коллекцию?

 

Д.Ч.: Способность «захватить» и обработать огромные объемы информации. Одно из главных отличий от телефонов нынешнего поколения – способность передавать и получать видеоинформацию.

 

«Ко»: Как вы позиционируете 3G-модели?

 

Д.Ч.: Мы предназначаем их для высшего и среднего сегментов. Именно поэтому мы уделяем такое внимание дизайну – для высшего и среднего ценового диапазона очень важно, чтобы телефон был изящным. Здесь есть сложные инженерные задачи: сервисы 3G – например, передача видеоинформации – очень энергоемки, но источник энергопитания телефона не должен быть громоздким.

 

«Ко»: Какова будет цена этих моделей?

 

Д.Ч.: Сейчас сказать трудно, но обычно мы ищем не высокую и не низкую, а «правильную» цену, то есть подходящую именно для этого продукта.

 

«Ко»: Ваша 3G-коллекция предназначена для мобильных развлечений или для бизнеса?

 

Д.Ч.: Мы готовы к любому повороту событий. Если 3G-операторы будут делать ставку на развлечения, то в нашем портфеле они найдут подходящие модели. То же самое можно сказать о ситуации, если операторы решат продвигать 3G-сервисы для бизнеса.

 

«Ко»: А какой из этих двух сценариев маркетологи Samsung считают более вероятным?

 

Д.Ч.: По нашему мнению, из возможностей 3G будут прежде всего востребованы передача видеоинформации, мобильные развлечения и географические сервисы – я имею в виду, например, возможность платить с помощью телефона за проезд по платной дороге.

 

«Ко»: Вы будете продвигать 3G-коллекцию вместе с операторами?

 

Д.Ч.: По крайней мере с некоторыми из них. Так, мы имеем соглашение с Vodafone и уже проводили совместные промо-акции.

 

«Ко»: Но ведь рынка как такового еще нет, для чего нужны эти акции?

 

Д.Ч.: Есть 3G-сети в отдельных странах Европы. Спрос на 3G-терминалы поначалу будет ограниченным. Операторы понимают это, но вынуждены проводить рекламные мероприятия, чтобы позиционировать себя в качестве современных компаний, способных оказывать сейчас или в ближайшем будущем самые передовые услуги.

 

«Ко»: На базе какой операционной системы будут работать ваши новые модели?

 

Д.Ч.: В мире есть несколько производителей операционных систем для мобильных устройств – Symbian, Microsoft, Linux, Palm. Мы не знаем, какая из них будет доминировать в будущем, поэтому ведем исследования во всех перечисленных направлениях.

 

«Ко»: Тем самым вы финансируете исследования, которые в перспективе окажутся «лишними», и значительно утяжеляете бюджет проекта?

 

Д.Ч.: Да, мы вынуждены финансировать исследования и двигаться «широким фронтом», но иного пути выхода на новые рынки нет. Расходы на исследования и рекламу новых продуктов – это плата за то, чтобы попасть в завтрашний день.

 

«Ко»: Nokia, Ericsson и другие производители организуют форумы разработчиков, которые на условиях аутсорсинга создают «наполнение» для подобного рода моделей, а как разрабатывает приложения Samsung?

 

Д.Ч.: Есть разные пути того, как можно создавать приложения. Названные вами производители идут по публичному пути, тогда как Samsung – по корпоративному. Имеется в виду, что разработчики приложений организованы в группы и работают внутри компании.

 

«Ко»: Вы не боитесь, что победному шествию 3G помешает технология передачи данных Wi-Fi и ее более продвинутая разновидность WiMAX, созданные компьютерными компаниями?

 

Д.Ч.: Это невозможно, у Wi-Fi и UMTS разные цели, эти технологии не враждуют, но дополняют друг друга. Другое дело, что развитие 3G может в разных странах идти с разной скоростью – на переход от мобильной связи второго поколения к третьему каждому рынку потребуется свое время.

 

«Ко»: Ваша 3G-коллекция появится в России?

 

Д.Ч.: Вполне вероятно – тогда, когда в ней возникнет потребность, то есть когда в России будут развернуты сети 3G.

 

СПРАВКА 1

ПЗ Что такое SamsungElectronics

Подразделение корпорации Samsung. Производитель полупроводников, мобильных телефонов, жидкокристаллических панелей, телевизоров, DVD-проигрывателей, мониторов, видеокамер и других товаров сектора потребительской электроники. Объем продаж в 2003 году – $54,2 млрд, штат 88 447 человек. В секторе мобильных телефонов Samsung контролирует, по данным исследовательской компании Strategy Analytics, 13,54%, тогда как доля Nokia составляет 30,6%, Motorola – 13,9%. (Данные третьего квартала 2004 года.)

 

Дамские штучки

Никто до Samsung не пытался делить электронику на мужскую и женскую. «Автомобилестроителям потребовались десятилетия, чтобы заметить женщин-водителей как целевую аудиторию. Производителям телефонов потребовалось для этого десять лет», – говорит руководитель департамента маркетинга в странах СНГ российского представительства Samsung Сергей Певнев.

Корпорация Samsung раньше других производителей почувствовала усталость потребителя от сложности и «заумности» приборов бытовой электроники и растерянность от их «безадресности». В конце ХХ века компания начала работать над «очеловечиванием» электронных устройств, уделяя особое внимание дизайну. Так появились красный ноутбук для женщин, телефон со стразами, телефон, одновременно использующийся в качестве зеркала… Телефон в исполнении Samsung – это не просто аппарат для передачи информации, но выразительный аксессуар, вписывающийся в эмоциональный мир своего владельца.

Этот курс совпал с движением брэнда Samsung в сторону сектора premium: в конце 1990-х компания решила обновить содержание брэнда, связав его в сознании потребителя с секторами highend и middleend. Курс на luxury обеспечил корпорации начиная с 2002 года место (наряду с Nokia и Motorola) в тройке мировых лидеров по продажам мобильных телефонов. Телефоны 3G по определению должны быть luxury – опыт европейских операторов показывает, что сервисы нового поколения (от 50 евро в месяц) интересуют прежде всего обеспеченную публику.

В Samsung полагают, что благодаря выразительному дизайну телефонов компания сможет противостоять натиску других производителей, желающих прорваться на европейский рынок 3G-трубок – в этом секторе будет нешуточная битва, ведь помимо Samsung оператор сотовой связи Vodafone заказал около десяти моделей компаниям Sharp, Sony-Ericsson и Motorola.

Еще по теме