Top.Mail.Ru
архив

Телефонное право

история бизнеса, технологии

"Кроткие духом наследуют землю, но никогда не смогут увеличить свою долю рынка", - эти слова приписывают Биллу Макгоуэну. В 1960-х он стал президентом маленькой американской фирмы Microwave Communications, решившей занять место на рынке междугородней телефонной связи. Намерение это выглядело более чем утопично: конкуренции в сегменте просто не существовало, а имелся один лишь монополист - компания AT&T, у которой были господдержка и бюджет небольшой европейской страны. Однако утопия реализовалась.

До появления на коммуникационном рынке Билла Макгоуэна телефонию в США контролировала American Telephone and Telegraph (AT&T), ведущая свою историю еще с момента изобретения телефона Александром Беллом (AT&T - "дочка" его Bell Telephone Co.). К 1967 г. активы компании были больше, чем у Standard Oil, General Motors, Ford и IBM, вместе взятых. AT&T принадлежали все телефонные линии в стране, в своей лаборатории Bell Labs корпорация создавала модели телефонных аппаратов и коммутаторов на продажу. И наконец, Ma Bell, как тогда неформально именовали AT&T, являлась монополистом на рынке междугородной телефонной связи, беря с клиентов в среднем по $4 за минуту разговора. Качество связи в целом всех устраивало, но ведь и сравнивать было не с чем. В течение десятилетий AT&T внушала американцам, что конкуренция на рынке телефонии автоматически приведет к ухудшению качества услуг и росту тарифов. Компания, доказавшая обратное, появилась в начале 1960-х.


Пять лет молчания

Microwave Communications Inc. основал экс-сейлсмен General Electric и радиолюбитель Джон Гокен из городка Джойлет (Иллинойс). Он продавал мобильные рации дальнобойщикам, и ему же в домобильную эпоху пришла в голову идея альтернативной телефонной связи. При этом он думал о передаче сигнала по радиоволнам, принимавшимся антенной радиорелейных станций (без проводов, как у AT&T). Речь шла об установлении такой связи между Сент-Луисом и Чикаго с ориентацией в основном на бизнес-клиентов: заинтересованные компании могли подключиться к линии за установленную плату и общаться со своими абонентами в другом городе. Чтобы начать подобный бизнес, требовалась сущая мелочь - разрешение регулятора рынка, Федеральной комиссии по связи США (FCC), а она после подачи Гокеном соответствующей бумаги молчала целых пять лет. Понятно, что дело не обошлось без противодействия со стороны AT&T. Ясно и то, что во время затянувшегося ожидания маленькая фирма стремительно теряла деньги. В 1968 г., когда адвокат Джона Гокена свел его с потенциальным инвестором, Microwave Communications уже пребывала на грани банкротства.


Когда силы не равны

На момент знакомства с Гокеном 40-летний Уильям Макгоуэн был мультимиллионером. Он родился в семье простого инженера путей сообщения в Пенсильвании и самолично зарабатывал на учебу в колледже ночным диспетчером на железнодорожной станции в Нью-Джерси. Следующим местом его обучения стала престижная Гарвардская школа бизнеса, которую он закончил в 1954 г., войдя в 5% лучших студентов курса. После выпуска из Гарварда Макгоуэн открыл в Нью-Йорке маленькую консалтинговую фирму, специализировавшуюся на выводе из кризиса компаний, терпящих убытки. Кроме консультирования, Макгоуэн начал заниматься и венчурными инвестициями.

Его наиболее заметным достижением были покупка и последующая продажа производителя ультразвукового оборудования Powertron Co.: Макгоуэн приобрел ее за $25 000 в 1959 г. и через три года реализовал за $3 млн. Успех даже слегка наскучил Биллу: ему надоело делать одно и то же снова и снова, и он уехал на год из Нью-Йорка, отправившись с братом, католическим священником, путешествовать по миру.

Узнав о Microwave Communications, Макгоуэн сразу понял, что ее потенциал значительно больше, чем заявленное намерение установить беспроводную связь в отдельном регионе. Азартный игрок, Билл Макгоуэн решил замахнуться ни много ни мало на создание национальной телефонной сети с недорогой междугородней связью, на что до тех пор не решался никто. Макгоуэн вложил в Microwave Communications $50 000, получив за эти деньги управление компанией и половину ее доли, и вступил на "тропу войны" с AT&T. Изначальное соотношение сил было эквивалентно разнице между Давидом и Голиафом.


Встретимся в суде

По предварительным подсчетам, для исполнения задуманного требовалось $100 млн - слишком существенные деньги для небольшого и никому не известного рыночного игрока. Тогда в 1968 г. Макгоуэн учредил 17 фирм, создававших впечатление общенациональной сети. Каждая из них должна была достичь капитализации в $5 млн, так что Макгоуэн залез в собственный карман и привлек венчурные инвестиции. Когда необходимая сумма была аккумулирована, он объединил структуры в одну корпорацию, назвав ее MCI Communications Corp.

Через год, в августе 1969 г., FCC все же выдала MCI долгожданную лицензию на создание "частных телефонных линий" на отрезке Чикаго - Сент-Луис, а еще через два года - на территории всей страны. Однако на практике добро на деятельность не решало проблем, так как без взаимодействия с AT&T новая телефонная компания не могла функционировать: сеть MCI необходимо было подключать к местным телефонным сетям, а все они находились в собственности их главного конкурента.

AT&T же восприняла появление потенциального соперника весьма болезненно, и переговоры о предоставлении MCI доступа к местным сетям закончились отказом во многих штатах. Личная неприязнь руководителей друг к другу только еще сильнее разжигала вражду. На собрании акционеров Макгоуэн сравнивал власть конкурента с режимом Сталина и не без удовольствия демонстрировал гостям своего особняка в Джорджтауне символичный, как ему казалось, кусок стены, на коем был изображен логотип AT-and-T с бегущей по нему трещиной.

В конце концов Макгоуэн решил подать на противника в суд и даже перевел штаб-квартиру компании в Вашингтон, поближе к американским законодателям и судьям. В 1974 г. MCI инициировала иск против AT&T, обвиняя последнюю в препятствовании конкуренции на рынке междугородней телефонной связи. А пока суд да дело, MCI Communications придумала способ обойти препоны AT&T, выведя на рынок междугородный сервис Execunet для корпоративных клиентов. Абоненты могли набрать код авторизации на телефоне с тональным набором, и звонок автоматически переводился на линию MCI, отвечавшей за доставку сигнала к месту назначения, а уж там он попадал на внутригородские линии AT&T. Этот сервис был на 30% дешевле "межгорода" монополиста, и спрос на него сразу стал огромным. В ответ AT&T объявила, что будет просто блокировать входящий сигнал Execunet на городские телефоны. MCI опять обратилась к Фемиде и выиграла дело, AT&T подала апелляцию, а MCI предъявила конкуренту очередной антимонопольный иск, теперь уже по поводу конкуренции на рынке внутригородских коммуникаций. В 1978 г. суд обязал AT&T предоставить свои сети для функционирования сервиса, и уже к концу 1979 г. Execunet принесла MCI $7 млн.

Процессы в 1970-е стоили MCI около $2 млн, но AT&T потратила на судебные издержки в разы большую сумму: на счастье Макгоуэна, антимонопольный иск к AT&T инициировало Министерство юстиции США.


До потери пульса

В ходе разбирательств MCI обнародовала множество доказательств того, что AT&T активно противостояла свободной конкуренции. Фактически "враг" был разбит, и мечта Макгоуэна о равном доступе на рынок телефонии сбылась. Теперь американские потребители могли самостоятельно выбирать себе поставщика услуг междугородней связи. Но для самой MCI победа оказалась пирровой. Во-первых, число желающих побороться за клиентов внезапно выросло до десятков компаний, и из 86 млн американских пользователей междугородней связи MCI досталось только 13%. Во-вторых, после распада AT&T решением FCC тарифы на междугороднюю связь были снижены. И наконец, скидки MCI на доступ к местным сетям, которыми та пользовалась как единственный альтернативный поставщик подобных услуг, по новому соглашению отменили. К 1986 г. MCI понесла убытки на $498 млн. Тогда 59-летний Билл Макгоуэн, выкуривавший в день по три пачки сигарет и выпивавший по 29 чашек кофе, перенес свой первый инфаркт, а в 1987 г. ему пересадили сердце.

Вернувшись после девяти месяцев отсутствия, Макгоуэн снова рванулся в бой. Изменения коснулись штата: компания сократила численность персонала на 15% и сосредоточилась на качестве связи, продолжая ориентироваться на бизнес-клиентов. В течение года не без участия Макгоуэна MCI удалось заключить крупные контракты с Пентагоном, Chrysler, IBM и United Airlines. В 1988 г. прибыль составила уже $356 млн. Билл Макгоуэн ушел с поста генерального директора корпорации в 1991 г., на пике ее процветания, и скончался от второго инфаркта годом позже. После смерти Макгоуэна судьба MCI резко изменилась. В 1998 г. ее приобрел другой провайдер междугородной связи - WorldCom, и к 2000 г. аббревиатура MCI вовсе исчезла из названия корпорации.


Неудачная реинкарнация

WorldCom тоже стала известна во всем мире, не в последнюю очередь благодаря громкому банкротству, из-за которого акционеры потеряли около $180 млрд, а 20 000 сотрудников лишились работы. Главным виновником случившегося считают генерального директора компании Бернарда Эбберса (на фото), возглавлявшего WorldCom с 1985 г. Разбогатев на росте цен на акции во время телекоммуникационного бума 1990-х, он проводил агрессивную политику поглощений (покупка MCI - часть этого процесса), в результате чего корпорация стала вторым по величине оператором телефонных сетей в США. В 1999 г. капитализация WorldCom превышала $185 млрд. Однако в 2000 г. рост телекоммуникационной отрасли замедлился, а WorldCom потерпела серьезное поражение, когда Министерство юстиции США наложило запрет на сделку по ее слиянию с оператором Sprint. Цены на бумаги WorldCom начали падать, банки соглашались дать деньги только под увеличенный залог. Эбберсу удалось убедить правление WorldCom предоставить корпоративные займы и гарантии на $400 млн в расчете на то, что кредиты спасут от необходимости "обналичивать" акции, выкидывая их на рынок и все больше сбивая котировки. Однако эта стратегия лишь усугубила финансовые проблемы.

В апреле 2002 г. Эбберс подал в отставку, а летом WorldCom сообщила о махинациях с ее отчетностью на $3,8 млрд и о банкротстве. В 2005 г. Бернарда Эбберса приговорили к 25-летнему тюремному сроку, который он отбывает в федеральной тюрьме Окдайл в Луизиане. Чтобы избавиться от шлейфа финансового скандала, в 2003 г. WorldCom изменила название на MCI Inc. Буквы MCI исчезли в январе 2006 г., после того, как компания была поглощена Verizon.


Еще по теме