Top.Mail.Ru
рейтинги

Телевизоры, корма и драгоценности: рейтинг ажиотажных покупок

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Москвичи бросились скупать линзы для очков. За десять дней, начиная с 21 февраля, спрос на этот товар вырос в 30 раз. По стране средний показатель — плюс 458%. В число продуктов, на которые наблюдался ажиотажный спрос, также попали компьютерные процессоры и запчасти, корма для собак и кошек, моторные масла и автомобильные домкраты, драгоценности и кошельки. Такую статистику (есть в распоряжении «Компании») приводит сервис Price.ru. Узнали у экспертов, как долго продлится лихорадка и грозят ли магазинам пустые полки. 

Предчувствуя кризис в кошельке

В Price.ru проанализировали спрос россиян за период с 21 февраля по 2 марта и сравнили данные со статистикой предшествующих десяти дней февраля. Традиционно возглавляет рейтинг ажиотажных покупок электроника и бытовая техника. Россияне активно закупали смартфоны – спрос на них вырос на 25% (в цене мобильные телефоны прибавили в среднем 8%). Продажи холодильников увеличились почти вдвое (подорожали на 20%), телевизоров — на 83% (рост цен на 13%), ноутбуков — в полтора раза (они подорожали на 9%). Среди популярных покупок — стиральные машины и кондиционеры.

Взрывной рост увидели продавцы комплектующих для компьютерной техники: процессоров покупали больше на 750%, внешних жестких дисков — более чем в два раза. Большой плюс показывали также SSD-диски, материнские платы, модули оперативной памяти, видеокарты и мониторы. 

Несмотря на значительное — до 30% — увеличение цены, на 40% вырос спрос на игровые приставки xBox и PlayStation. Еще одна группа потребительских товаров, где отмечен резкий всплеск продаж — лекарственные препараты: их стали искать на 54% чаще, а в столице этот показатель превышен почти вдвое. 

Чтобы не лишать питомцев привычных кормов, жители страны увеличили закупки кормов: собачники — на 164%, кошатники — на 112%. Из других «долгоиграющих» товаров пользуется повышенной популярностью парфюмерия, уходовая косметика и детские товары, в том числе коляски, которые в ряде случаев за 10 дней подорожали на треть. 

Автолюбители также активизировались и закупили на 47% больше домкратов, на 67% — шин и на 170% — моторных масел. При этом популярные модели шин подорожали от 3% до 24%, а рост цен на масла достигает 25%. 

Согласно статистике, россияне чаще покупали украшения из драгметалла, и на 140% увеличился спрос на кошельки и портмоне. 

По словам гендиректора сервиса Price.ru Эдуарда Ашрафьяна, исследование отражает потребительские настроения. Так, самыми популярными товарами стали бытовая техника и электроника, что связано с опасением дальнейшего удорожания. «Цифры отражают и другие тренды, например, несколько дней подряд россияне были заняты снятием наличных, поэтому рост спроса на кошельки — логичная закономерность. Можно сказать, что из-за текущей ситуации несколько сдвинулся спрос на сезонные товары: кондиционеры, шины», — отметил Ашрафьян. 

еще по теме:
Уходя, «морозьте» все
«Компания» подвела неутешительные итоги недели, за которую более ста компаний приостановили работу в России
иностранный бизнес, россия

Грозит ли россиянам дефицит?

Дмитрий Потапенко, бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc., сказал в беседе с «Компанией», что сегодня люди мечутся в панике, чтобы физически что-то «урвать». Это объясняется множественным стрессом.

«Стана находится в преддефолтном состоянии и приближается к этому рубежу семимильными шагами. А это значит резкий взлет сразу трех кривых: возрастание безработицы, единовременное ограничение ассортимента и рост цен. Лихорадка — это закономерная реакция на происходящее вокруг», — говорит Потапенко.

По его мнению, потребителями руководит также страх дефицита: «Они уже увидели серьезное сокращение предложения, потому что у всех производителей, даже российских, есть импортные компоненты, иностранная техника и ограничения коснутся и их работы».

Эксперт на рынке ритейла Андрей Карпов уверен, что высокий спрос всегда импульсивен и длится недолго. По его словам, сначала был заметен резкий рост в бытовой технике и электронике, а также автозапчастях, потому что потребители в ожидании серьезного роста цен стали удовлетворять отложенный спрос. Например, устройства Apple скупали еще до того, как бренд заявил об уходе с рынка. Сейчас показатели продаж практически вернулись к прежним значениям.

«В продовольственной группе товаров традиционно повысился спрос на “кризисные” продукты — макароны, муку, сахар, соль. Но и он понемногу нивелируется. Ажиотажного спроса, как весной 2020 года, нет, — резюмирует эксперт. — Где-то повышенный спрос может приводить к временным перебоям с поставками, но говорить о том, что полки пустые, не приходится».

Уйти, чтобы остаться: западный бизнес не спешит покидать Россию
Поддерживая общий тренд на российский «канселинг», компании стараются максимально удержаться внутри страны
Макдоналдс

По словам Карпова, дефицит не ожидается ни в одной товарной группе, так как ассортимент представлен производителями из разных стран.

«Возможно сужение ассортимента за счет нарушения логистических цепочек. Но я бы напомнил, что с 2014 года запрещены поставки молочной продукции, мяса, овощей фруктов и рыбы из Европы. То есть переориентация на другие страны произошла давно и где-то дало результаты импортозамещение», — подчеркивает Карпов.

Сильнее всего, по его словам, могут пострадать жители столичного региона, где потребление сильно отличается от ситуации в среднем по стране. «Выпадение единичных товаров привычного ассортимента москвича может быть невосполнимым, но 99% жителей страны этого вообще не заметят», — заключил Карпов.