Тело в борьбе
Александру Васильевичу Караганову в его бытность секретарем Союза кинематографистов СССР принадлежит мудрое изречение: "Не надо преувеличивать роль обнаженного тела в идеологической борьбе!" Сказано это было на фоне показного возмущения немногих командируемых в 1970-е годы за рубеж кинематографистов "разложением" западного кино. Их негодование вызывали как квазигениальное "Последнее танго в Париже" или скандально-провокационная "Глубокая глотка", так и вообще обнаженные тела на экране.
Из памяти народной, наряду со многим другим, вычеркивался тот бесспорный факт, что "сексуальная революция", прежде чем потрясти Запад в период "студенческой революции" бурных 1960-х, была вызвана к жизни, как теперь говорят, Октябрьским переворотом, что "долойстыдисты", глашатай феминизма Александра Коллонтай и родоначальник "левого фрейдизма" Вильгельм Рейх вдохновлялись раскрепощением творческой (и сексуальной) энергии, декларируемым лидерами пролетариата.
Все это, конечно, и тогда было в далеком прошлом. Диктатура пролетариата покончила с "безобразиями" и искоренила плоть из общественной жизни не хуже подвергавшейся гонениям церкви. Не за горами был крылатый афоризм "Секса у нас нет".
А он, слава Богу, был и есть, поэтому нация, в отличие от динозавров, и не вымерла.
Однако обнаженное тело продолжает волновать органы правопорядка и законодателей. В научно-исследовательские институты по-прежнему поступают запросы по определению порнографического или не порнографического характера конфискуемых кассет или дисков.
Как тут быть, если разумный и серьезный специалист не может поддерживать полный запрет эротики и порнографии (за исключением физического вовлечения детей в создание подобного рода продукции)? Вот и приходится ограничиваться стыдливыми эвфемизмами, пытаясь обуздать и порнографов, и их гонителей. Ведь художественное качество оказывается по прошествии десятилетий присущим и трагедийной "Империи чувств", и пародийной "Глубокой глотке", истории создания которой был недавно посвящен документальный фильм, выпускаемый на наши экраны.
С законодательными инициативами дело обстоит менее безнадежно. Правда, обсуждение в печати последнего проекта Минкульта, связанного с централизацией контроля за оборотом эротической продукции, демонстрирует полную путаницу в мозгах. Быть может, стоит, наконец, смириться с существованием того, чем продолжает интересоваться и стар и млад, и заняться вещами практическими: установлением границ и правил распространения такого рода продукции в определенных "злачных" кварталах городов, под строгим юридическим (возрастные ограничения) и экономическим (налоги) контролем. Подобные ограничения, кстати говоря, во многих странах мира касаются и игорных заведений.
Останется лишь одна весьма существенная проблема, которую невозможно решить без учета культурного контекста. Где именно начинаются ограничения? В иных мусульманских странах непристойно выходить из дома без паранджи, а на западных пляжах и для женщин обязательна лишь нижняя полоска ткани... Не говоря об африканцах и африканках... Как бы мы к этому ни относились, историческое развитие неумолимо ведет к расширению границ дозволенного, зоны индивидуальной свободы выбора, когда каждый человек сам для себя решает, где начинается сфера недопустимого, столь вожделенная сколь и опасная.
Еще по теме





