Top.Mail.Ru
архив

Темные страницы

Немецкий издательский дом Holtzbrinck вырос из скромной платной библиотеки. Полвека компания бурно развивалась, охватывая все новые страны и рынки, но на стыке веков попала в полосу невезения. Инициативы Holtzbrinck повсюду – в газетном бизнесе, на телевидении и в Интернете – словно натыкаются на невидимую стену. Причина неудач – в кризисе, который переживает немецкая экономика. Впрочем, конкуренты Holtzbrinck чувствуют себя не лучше.

 

Первые попытки заняться книжной торговлей Георг фон Хольтцбринк предпринял в начале 1930-х годов. Одни исторические источники говорят, что молодой юрист решил заняться торговлей книгами по почте, другие сообщают, что фон Хольтцбринк после окончания университета начал бизнес с основания так называемых домашних библиотек и книжных клубов. Аналитическое агентство Hoovers утверждает, что, будучи членом нацистской партии, фон Хольтцбринк в годы второй мировой войны издавал фашистскую литературу. Как именно обстояло дело, корпоративная история умалчивает.

 

Семейная библиотека

В 1948 году Георг фон Хольтцбринк основал в Штутгарте, находившемся в американской зоне оккупации, платную «Штутгартскую домашнюю библиотеку». Это был безошибочный ход – изголодавшийся по настоящей литературе за годы Третьего рейха немец готов был выкладывать последние пфенниги, чтобы почитать произведения запрещенных при гитлеровском режиме Томаса Манна и Эриха Марии Ремарка. Тем более что пользование библиотекой обходилось дешевле, чем покупка книг в магазинах. Так началась история одного из крупнейших книготорговых объединений Германии, которое через несколько лет было переименовано в DeutscherBuecherbund.

Либо сведения об издательской деятельности фон Хольтцбринка в годы фашизма не были известны американским оккупационным властям, либо американцы посчитали эти обвинения клеветой, но Георг фон Хольтцбринк получил от оккупационной администрации разрешение заниматься распространением литературы. В оккупационный период Георг фон Хольтцбринк установил связи с книжными издательствами США, очень пригодившиеся впоследствии его издательской империи. Своего старшего сына Георга-Дитера, после того как тот окончил университет в Швейцарии и получил диплом экономиста, фон Хольтцбринк направил для прохождения стажировки в американские издательства.

В середине 1950-х DeutscherBuecherbundнасчитывал 1,4 млн членов и обладал сетью из 67 филиалов по всей Западной Германии. Хольтцбринк быстро сформировал клиентскую базу и от библиотечного дела перешел к торговле книгами по каталогам. Этот ход был тоже очень успешным – в результате предприятие крепко встало на ноги, и фон Хольтцбринк стал подумывать о расширении бизнеса. С этого времени начинается история Holtzbrinck как издательской группы.

 

Несколько удачных покупок

В течение 1960-х Георг фон Хольтцбринк скупил полностью или частично несколько германских книжных издательств, в том числе S. FischerVerlag (основанное в 1886 году и выпускающее книги карманного формата), известные мюнхенские издательства DroemerVerlag и KindlerVerlag, а также RohwoltVerlag. В итоге семейство Хольтцбринков стало контролировать шесть немецких книжных издательств, выпускающих беллетристику, и пять специализированных издательств. Кроме того, группа распространила свое влияние и за рубежами ФРГ, купив одно швейцарское и одно австрийское издательство.

К концу 1960-х Георгу фон Хольтцбринку стало тесно в рамках книжного бизнеса, и он стал приобретать активы на медиа-рынке. В 1970 году фон Хольтцбринк сделал первую крупную покупку – региональную газету SaarbrueckerZeitung, несколько позже предприниматель приобрел ежедневную экономическую и финансовую газету Handelsblatt. При этом фон Хольтцбринк догадался защитить патентом не только концепцию, но и сам статус газеты как национального делового издания, и эта идея пригодилась ему через несколько лет. Менеджеры издательства Handelsblatt говорят, что в конце 1970-х годов FrankfurterAllgemeineZeitung решила назвать себя «германской экономической и финансовой газетой», однако издатели Handelsblatt обратились в суд и предъявили патент. В итоге суд решил дело в пользу Handelsblatt. После того как суд вынес решение, FrankfurterAllgemeineZeitung пришлось считать себя общеполитической газетой, что, впрочем, не мешает ей много внимания уделять вопросам экономики.

В начале 1980-х годов группа Holtzbrinck начала экспансию на американский книжный рынок. Первым делом семейство Хольтцбринков приобрело нью-йоркское издательство ScientificAmerican, затем наступила очередь Freeman и WorthPublishers. После этого немецкая группа присоединила к своим активам несколько издательских компаний в странах британского Содружества, а также в некоторых странах Азии и Африки. Одним из самых удачных приобретений стала покупка в середине 1990-х годов 70% акций британской издательской группы Macmillan, работающей на нескольких континентах (в том числе группа занимается изданием журналов и продажей печатной продукции через Интернет). Коллеги по издательскому бизнесу отметили в этой связи отличное чутье инициатора сделки – старшего сына патриарха – Георга-Дитера. Интернет-бизнес Macmillan пригодился Хольтцбринкам, когда традиционная форма книготорговли исчерпала себя.

 

Смена ветра

После смерти основателя империи в 1983 году дело продолжили два его сына – Георг-Дитер и Стефан. Роль первой скрипки играл Георг-Дитер, приобщившийся к управлению книжно-газетным гигантом за несколько лет до смерти отца. В 1980-е годы Георг-Дитер вошел в рейтинг самых богатых людей Германии, заняв в списке германских миллиардеров шестое место. Свои миллиарды братья, следуя бюргерской традиции, пускали исключительно в дело.

В 1990-е годы фортуна стала менее благосклонно относиться к начинаниям штутгартских книгопечатников. В 1992 году группа Holtzbrinck сделала последнюю удачную покупку – приобрела независимую берлинскую региональную газету DerTagesspiegel. Этот шаг был вызван перенесением в 1991 году столицы объединенной Германии из провинциального Бонна в Берлин – братья посчитали, что тот, кто владеет берлинскими масс-медиа, получает прекрасную возможность воздействовать на политический аппарат страны, переехавший в новую старую столицу. По этой же причине сейчас Хольтцбринки ведут отчаянную борьбу за BerlinerZeitung – вторую по тиражу берлинскую газету. Однако немецкое антимонопольное ведомство столь же отчаянно противится намерениям Хольтцбринков приобрести BerlinerZeitung, полагая, что не следует отдавать всю столичную прессу в одни руки. Не сумев покорить берлинский медиа-рынок, Георг-Дитер передал оперативное руководство группой младшему брату Стефану, который почти на 20 лет моложе, а сам занял место председателя совета холдинга.

Неудачными были попытки внедриться в телевизионный бизнес. Хольтцбринки приобрели доли в частных телекомпаниях VOX, SAT1, а позднее и n-tv, но довольно быстро их продали. Основной причиной тому была хроническая убыточность телекомпаний. Книжно-газетный концерн, как ни старался, не смог вывести телекомпании на прибыль – сказалось отсутствие опыта в телевизионном бизнесе.

Не повезло Хольтцбринкам и с изданием журналов, посвященных электронному бизнесу. Стоило концерну начать издавать еженедельник E-Commerce, как начался кризис «новой экономики», и журналы, посвященные Интернет-бизнесу, пришлось закрыть. Тем не менее подразделение HoltzbrincknetworXs, созданное в 2000 году специально для развития Интернет-бизнеса, не закрыто – книжной торговлей через Сеть в группе довольны.

Хольтцбринки не оставили без внимания процесс расширения Европы. Первым шагом по завоеванию медиа-пространства в новой Европе стало приобретение пражского концерна Economia (издает финансовую газету HospodarskeNoviny, еженедельник Econom и многочисленные специализированные журналы). До российского финансового кризиса 1998 года эмиссары группы частенько приезжали в Москву и присматривались к российским экономическим изданиям, но так ничего и не выбрали. Сейчас группа приостановила свое продвижение на Восток – одна из причин этого состоит в том, что «в тылу» у Хольтцбринков появился новый грозный противник.

 

Британский десант

Вызов Хольтцбринкам на их вотчине в Германии бросила британская FinancialTimes. В 1999 году англичане решили потеснить принадлежащую дому Хольтцбринков газету Handelsblatt и вышли на германский рынок с собственной немецкоязычной газетой FinancialTimesDeutschland. Британцам даже удалось переманить более высокими зарплатами часть экономических редакторов издательства Handelsblatt. Одна из них – Маргарет Хеккель, бывший московский корреспондент еженедельника Wirtschaftswoche, не так давно стала заместителем главного редактора этого британского издания.

Ответ не замедлил себя ждать – Хольтцбринки активизировали связи со своим давним партнером, американским экономическим издательством DowJones, в активе которого газета TheWallStreetJournal. Приобретя 49% капитала европейского издания – TheWallStreetJournalEurope, группа Хольтцбринков собралась наступать с этой газетой на Британские острова.

Однако поддержание лидерского статуса дорого обходится концерну. Журнал Spiegel летом 2002 года опубликовал внутренние отчеты группы Хольтцбринков, согласно которым потери концерна составили в 2001 году 47,6 млн евро, а общая задолженность достигла 1,23 млрд евро. Ухудшение финансовых показателей в 2001 году группа объясняет масштабными инвестициями в TheWallStreetJournalEurope. 2002 год был для группы также неудачным, но потери в континентальной Европе полностью компенсировались прибылями за океаном благодаря высоким темпам роста в зарубежных подразделениях группы, на которые приходится 42% бизнеса. Впрочем, в полосе неудач на немецком издательском рынке находится не только Holtzbrinck, затормозилось развитие бизнеса Bertelsmann, Springer, а издательская группа KirchMedia вообще разорилась. Причина этих несчастий состоит в том, что немецкая экономика в течение двух лет не может выйти из состояния рецессии, и германские издательские дома страдают от уменьшения объемов рекламы на национальном рынке.

Еще по теме