Top.Mail.Ru
архив

Теория Доказательств

Не складывается что-то с Датским королевством. Про Гамлета и компанию уже миллион раз говорено. И вот теперь датчане не выдали России человека, обвиняемого в терроризме и ряде других уголовных преступлений, совершенных на ее территории. Понятно, что все это политика, что мало кто сомневался в таком исходе. Так и будет этот террорист-нетеррорист бродить по Европе, а российский МИД – заранее просить страны не разрешать ему въезд. С весьма вероятным успехом хотя бы потому, что никому новой головной боли не хочется.

В связи со всей этой историей неплохо бы подумать о совместимости практической юриспруденции. Есть, например, международная система бухгалтерского учета. Много лет Россия собирается перейти на эту самую систему – и для инвестора полезней и привлекательней, и вообще еще один шаг к цивилизованной Европе. Но вот как-то все не получается. Что-то все время мешает, говорят, технические проблемы, то, се… А еще – о чем говорят реже – значительное количество государственных и прочих юридических и физических лиц, зарабатывающих на разъяснениях, дополнениях, инструкциях и новых к ним разъяснениях по поводу действующей системы бухгалтерского учета и отчетности имени Министерства финансов Российской Федерации.

Такое возможно и при сближении юридических российских представлений и аналогичных международных – в частности, европейских. Проще говоря, то, что для нашего следствия считается доказательством достаточным и ясным, для других стран таковым может и не считаться. Дело не только в качестве следственной работы (забудем пока про батюшку, который то говорил, то не говорил про участие датского сидельца в своем похищении), а в том, что на практике представления о работе следствия у нас вообще разные. И это соображение несколько шире, нежели конкретный случай с такой упрямой Данией. И для более эффективного взаимодействия с Европой, возможно, следует несколько приблизить к европейским российские действующие правила в правоохранительной области (именно реально действующие, а не прописанные, поскольку ссылаться на то, что российское законодательство у нас уже почти на уровне мировых стандартов, все равно что ссылаться на демократическую сталинскую конституцию). Хотя заранее понятно, что далеко не всех эта идея утешит – работа над серьезной доказательной базой сужает возможности для улучшения производственных показателей, а переход на европейский уровень правосознания стражей порядка, особенно в части уровня внутренней коррупции, возможен пока только в телевизионных сериалах.

Тем не менее первые ростки сближения юридических практик в некоторых направлениях уже наблюдаются. Известный американский бизнес в виде судебных исков, когда адвокаты зарабатывают серьезные деньги, защищая интересы различных граждан по их искам к различным корпорациям по всякому поводу, похоже, начинает активно развиваться и на родине Кони и Плевако. Во всяком случае, иск группы пострадавших во время штурма «Норд-Оста» к правительству Москвы исчисляется в миллионах долларов и соответственно гонорар адвокатов будет немаленький. В том, разумеется, случае, если суд согласится с суммой иска. А это пока большой вопрос, поскольку известно, что московские суды всегда особенно внимательны к случаям, когда одной из сторон выступает столичное правительство. Это, правда, если в снижении суммы иска будут заинтересованы не только власти, но и жители города. Представим, что суд решит: нужно выплатить всю запрошенную истцами сумму. Потом, по созданному прецеденту, иски пойдут один за другим, и сумма начнет исчисляться десятками миллионов все тех же долларов. Где, по-вашему, власти возьмут эти деньги? Правильно, у нас с вами. Аренда зданий и помещений, транспорт, муниципальные услуги, рост «местного» налогообложения частных предпринимателей и торговцев, тут же отраженный в ценах на товары, тарифы на все возможные разрешения и согласования – как официальные, так и неофициальные. И далее везде. Конечно, можно возразить, что почти любая идея московских властей так или иначе чего-то стоит москвичам и гостям столицы. Но здесь речь о другом. Представьте, что кому-то придет в голову идея конвертировать в деньги вообще все претензии к московским властям, а они, в свою очередь, по вышеуказанной схеме начнут аккумулировать предстоящие платежи. Тогда на территории столицы останется только один вид коммерческой деятельности – юридическое обеспечение исковых заявлений. И Дания здесь будет совершенно ни при чем.

Еще по теме