Top.Mail.Ru
архив

Терминальный долгострой

Россия все сильнее отстает от других космических держав. С трудом выстраиваются коммерческие механизмы, которые бы позволяли зарабатывать на космосе. Перспективные технологии, такие как VSAT, никак не могут пробиться в Россию.

 

Запуск любого нового проекта связан с преодолением препятствий, которые ставятся десятками и сотнями инструкций. На страже таких порядков стоят чиновники, утверждающие, что они заботятся о «национальной информационной безопасности». Чрезмерная опека не позволяет российским компаниям использовать опыт западных операторов спутниковой связи, которые привлекают миллиарды долларов частных средств для развития и обновления спутниковых группировок.

 

Министр-лоббист

 

Одним из примеров «заскорузлости» российской космической связи является судьба малых станций спутниковых систем – VSAT (verysmallapertureterminal). Обычно они представляют собой антенну-тарелку диаметром от одного до двух метров с блоком приема-передачи, похожим на видеомагнитофон. Сигнал с этого блока идет на сервер, к которому могут быть подключены компьютеры или телефонные станции. Такой терминал позволяет обеспечить устойчивой и недорогой связью населенные пункты и предприятия, куда слишком дорого прокладывать оптоволоконные сети. При помощи технологии VSAT объединены 2000 дилерских компаний Ford, находящихся в США, Канаде и Мексике. В Перу через VSAT осуществляется связь в сельских школах. В Бразилии министерство связи использует это решение для организации доступа в Интернет в 2300 поселках.

В России на основе технологии VSAT построены сети Центробанка России, «газпромовской» «дочки» «Газкома», ЛУКОЙЛа и других компаний, имеющих тесные связи с государственными структурами. Возможности технологии хорошо иллюстрирует один арктический проект. На острове Шпицберген для работников компании «Арктик Уголь» на базе VSAT была развернута мультисервисная сеть. Благодаря ей жители поселка Баренцбург получили три программы российского телевидения, местную и международную связь, мобильную связь, дистанционную медицинскую помощь, доступ в Интернет.

Однако оборудовать такой техникой подмосковные дачные поселки или вахтовые городки менее значимых компаний гораздо сложнее. При розничной цене одной станции от $2500 стоимость разрешительных документов колеблется от $2500 до $8000, а срок их согласования может составлять от нескольких месяцев до года. По данным генерального директора «Национальной ассамблеи спутниковой связи» Александра Матвеева, в России, несмотря на десять лет существования этой технологии, действуют около 2000 VSAT-терминалов, в то время как в США их около 500 000, в Китае –100 000, а в Индии – 80 000.

Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман в марте официально заявил, что считает уменьшение сроков и стоимости регистрации VSAT-станций приоритетной задачей на 2003 год. Без роста доходов от продаж этих станций в бюджете национального оператора спутниковой связи «Космическая связь» может появиться дыра. По словам генерального директора «Космической связи» Александра Дуки, окупаемость новых спутников рассчитывалась с учетом доходов от мультисервисных сетей VSAT. Уточнить, насколько велики упомянутые доходы, Александр Дука отказался.

Запуск очередных пяти спутников в 2003 – 2005 годах обойдется примерно в $800 млн, из них прямые государственные инвестиции составят только около 30%. Вероятно, предполагаемый объем доходов от VSAT, за счет которых планируется покрывать часть расходов по запуску, довольно значителен, если лоббировать развитие этого средства связи взялся сам министр. Леонид Рейман поддерживает проект еще и потому, что перед министерством поставлены социальные задачи. В России 53 000 населенных пунктов до сих пор не имеют ни телефонов, ни телеграфа, и министерство должно найти способ обеспечить их связью. Кроме того, в соответствии с программой «Дистанционное обучение в школах» 75 000 средних учебных заведений должны быть подключены к Интернету. По мнению Александра Матвеева, VSAT-терминалы являются оптимальным вариантом для большинства школ.

 

Азартные игры и никель

 

Сильным психологическим препятствием, затормозившим развитие проекта, был патриотизм работников космической отрасли. Из их убежденности в том, что Россия – великая космическая держава, вытекало, что и VSAT-терминалы, и спутники, должны быть тоже российского происхождения. Однако надежного отечественного оборудования для приема сигнала в России не было, да и системы связи на отечественных спутниках уступали оборудованию, размещенному на Eutelsat и Intelsat. В результате возникла тупиковая ситуация: получить добро на открытие VSAT-станции, сопряженной с зарубежной спутниковой системой, было долго и дорого, а на модернизацию собственных станций не хватало денег. Такой «патриотизм» нанес ущерб спутниковой телекоммуникационной связи, перекрыв поступления от частного сектора.

«Космическая связь» нащупала способы, как сдвинуть проблему с мертвой точки. Она нашла партнеров для строительства новых «хабов» – станций сопряжения, которые позволяют управлять передаваемой на спутник информацией. Один такой «хаб» будет построен в Хабаровске совместно с администрацией Дальневосточного федерального округа. Он составит основу дальневосточной телекоммуникационной инфраструктуры, вокруг которой могут развиваться частные VSAT-сети. Во втором проекте партнером «Космической связи» выступила компания «Джекпот», финансирующая строительство такого же «хаба» в Дубне. С его помощью «Джекпот» намерена соединить все игровые аппараты в России (их около 3 000) в единую сеть. Тогда игроки смогут одновременно участвовать в игре и бороться за приз «Джекпота».

Пока «Космическая связь» не построила «хабы», связанные с собственными спутниками, у российских корпоративных заказчиков существует выбор только между системами Eutelsat и Intelsat. Приемное оборудование при этом также нужно покупать импортное. Несмотря на все попытки Ижевского радиозавода занять часть российского рынка, лидирующие позиции держат три иностранных производителя – японская NEC, американская Hughes и израильская Gilat.

«На днях к нам приходили заказчики, которым нужен был Интернет в одном из подмосковных поселков, – рассказывает менеджер по VSAT-проектам российской компании «Навиком» (дилер Eutelsat) Евгений Старовойтов. – Телефоны они использовали сотовые, но им был еще нужен доступ в сеть. Проведение оптоволокна к поселку стоило бы им сотни тысяч долларов, спутниковое же решение оказалось в десять раз дешевле».

Еще по теме

архив
Цвет звезд
Будучи зрителем – прости, Господи! – простоватым, я глух к мощным децибелам катарсиса. Это выше моих физических возможностей – просидеть, например, четыре часа в театре (пусть даже с антрактом), чтобы все это время прислушиваться к раскатам древнегреческого рока, окропляя программку слезами горькими, как разлука Одиссея с Пенелопой, а в финале пролиться очистительным плачем по своей грешной жизни. Пусть режиссер будет сто пятьдесят раз гений, а актеры будут завывать совершенно натуральными голосами, но за четыре часа внимание мое расстраивается и идет себе гулять налево: вот зрительница через ряд комкает платочек, вон на балконе две коротко – под Шарон Стоун – стриженые блондинки сидят, наверное, держа друг дружку за руки. Портьера пыльная, лепнина пышная, тоска, в общем, или, как писал Даль, мление скуки.
Цвет звезд