Территория долгов
Долги регионов неумолимо растут. Причем к концу года ситуация выглядит совсем уж неблагополучной – власти на местах набирают кредиты, чтобы расплатиться по предыдущим займам, виток за витком приближая финансовый крах.
Однако говорить о банкротстве преждевременно – по политическим мотивам это невозможно, и экономические трудности решаются льготными заимствованиями из бюджета. В то же время полностью отказаться от коммерческого кредитования – более гибкого финансового инструмента – регионы не могут, но желающих участвовать в конкурсах на заключение госконтрактов все меньше. Если прежде коммерческие банки охотно подавали регионам на бедность, сейчас многое – и в экономических условиях в стране, и в правилах кредитования – изменилось. Крупнейшими кредиторами регионов остаются банки с госучастием и небольшой пул частных банков из первой тридцатки. Для последних это не доходный бизнес, даже за счет миллиардных сумм кредитов, а скорее, обязанность: получил докапитализацию от АСВ – будь добр отработать на благо экономики. Стоимость кредита под административным давлением идет вниз, механизм плавающей ставки пока не отработан, но регионы просят денег. И пока находятся те, кто не в силах отказать: дефолтов не предвидится, а устойчивость банков зависит от успешности других коммерческих направлений.
Бюджетная обязанность
На конец ноября приходится большой вал аукционов, на которых регионы хотят заключить договор на кредитование бюджетного дефицита. Общий долг субъектов России на 1 ноября, по данным официального сайта Минфина, составлял 2,2 трлн руб. Наибольшая долговая нагрузка приходится на заимствования из бюджета – 1,078 трлн руб.; долг по коммерческим кредитам – 653 млрд руб. При этом в начале года объем кредитов, выданных регионам банковским сектором, как сообщает Национальное рейтинговое агентство (НРА), составлял около 965 млрд руб. Регионы в разной степени заинтересованы в банковских кредитах: по данным ИА Cbonds, лидерами по объемам их привлечения по итогам трех кварталов 2016 г. стали Нижегородская область (23 млрд руб.), Коми (18,4 млрд руб.) и Омская область (18,1 млрд руб.).
Курс на снижение банковских займов задает правительство. Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что существенно меняется структура долга регионов: сокращается объем дорогих коммерческих кредитов и увеличивается объем дешевых бюджетных, выдаваемых по фиксированной ставке 0,1%. Ради этого ко второму чтению бюджета сумма, предусмотренная в казне государства на погашение региональных долгов, подросла со 140 до 310 млрд руб.
Одновременно с этим в октябре 2016 г. правительство РФ приняло постановление, в соответствии с которым рынок переходит на плавающие ставки, то есть на аукционе будет определяться не полная цена контракта, а цена надбавки к ключевой ставке ЦБ РФ. Поэтому конечная маржа банков не станет зависеть от изменения ключевой ставки ЦБ.
«Введение плавающих ставок позволит сделать рынок более конкурентным и снизить риски, что приведет в итоге к снижению цены контракта», – говорит Татьяна Герасимова, вице-президент – директор департамента государственных финансов «СМП банка».
Государственная политика управления внутренним долгом чревата постепенным сжатием сегмента коммерческого кредитования регионов. «Уже сейчас в этом сегменте практически отсутствуют банки без госучастия, хотя в развитых странах субсуверенные долги в значительной степени сформированы за счет коммерческих инструментов», – считает Александр Пахалов, ведущий специалист методического департамента НРА. Основные игроки этого рынка – Сбербанк, на долю которого приходится почти 75% региональных кредитов, а также ВТБ с 15%. Из коммерческих банков активно кредитуют регионы Совкомбанк, связанный с Аркадием Ротенбергом «СМП банк» и еще несколько кредитных организаций. Среди «частников» желающих немного: сказывается и низкий уровень инвестиционной активности регионов, и отсутствие заинтересованности у большинства банков.
Аукцион неслыханной щедрости
Количество игроков на рынке кредитования регионов ограничено целым рядом факторов. Участие банков в аукционах, организованных территориями, – достаточно сложная процедура, требующая существенных затрат.
«Банк ежегодно принимает участие в нескольких сотнях аукционах, а победителем становится примерно только в пятой части из них, – рассуждает Татьяна Герасимова. – При этом каждый раз банку требуется время на изучение требований, анализ конкурсной документации, оценку экономической и административной ситуации в регионе...»
По словам Татьяны Герасимовой, нередки случаи, когда в конкурсной документации присутствуют несоответствия, более того, встречаются аукционы, условия которых напрямую противоречат законодательству. Так, г. Бийск Алтайского края размещает лоты с ценой контракта порядка 40 000 руб., аргументируя данный факт тем, что торгуется стоимость кредитных ресурсов на один день. Однако, согласно закону №44-ФЗ, должна торговаться полная стоимость контракта на весь срок его действия – в данном случае порядка 12 млн руб. Таким образом, процесс подготовки к участию банка в каждом аукционе требует кадровых ресурсов и качественной профессиональной экспертизы.
Некоторые банки обожглись на выигранных аукционах, по результатам которых контракты так и не были заключены. «Причиной такого поведения чаще всего становился неоправдавшийся расчет региона на участие в аукционе крупнейших госбанков и необходимость, согласно правилам, выбрать победителя, условия которого на самом деле их не устраивали», – подчеркивает гендиректор АО «Русско-европейский инвестиционный консорциум» Павел Геннель.
Кредитование регионов обычно подразумевает большой объем предоставляемого финансирования, но далеко не все банки хотят, могут и готовы выдавать такие крупные займы. Это и есть основная причина присутствия небольшого количества банков в данном сегменте. «Для финансовой организации гораздо более выгодна модель потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса, так как она гибче, используя ее, можно изменять требования к заемщику в случае необходимости, – утверждает Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-банка. – Кредитование регионов интересно только очень крупным банкам. Да и для них это больше имиджевый проект, который позволяет несколько диверсифицировать кредитный портфель, но не составляет основу бизнеса».
Для большинства финансовых организаций регионы – далеко не идеальный партнер. Они хотят получить кредит по низкой ставке, вовсе не являясь первоклассными заемщиками. Есть субъекты РФ, где долг больше годового дохода бюджета. Ряд банков готов работать, если субъект эффективно управляет своей задолженностью, и верхний предел долга, а также дефицит не превышают установленных Бюджетным кодексом РФ норм. Однако даже если эти нормы превышены, субъект может объявлять аукцион. И вполне вероятно, что банки готовы будут предоставить кредит такому региону.
В Республике Мордовия в 2016 г. были зафиксированы нарушения Бюджетного кодекса – превышение предельного объема заимствований и предельного дефицита бюджета. Однако республика имеет рейтинг международного агентства Fitch на уровне B+ и регулярно привлекает кредитные средства на аукционах. Правда, не с первого раза. В ноябре власти региона объявили 21 электронный аукцион, результаты которых будут уже в декабре. Чуть ранее проводилось три конкурса, желающих участвовать в которых не нашлось. В ноябре прошлого года Мордовия провела семь аукционов на кредиты с общим лимитом 2,3 млрд руб., в двух конкурсах единственным участником стал Сбербанк, остальные пять не заинтересовали никого.
Хакасия, которая занимает второе место среди российских регионов по величине долга, объявила два аукциона на открытие кредитных линий по 500 млн руб. Найдутся ли желающие?
Чтобы частные банки стали более активными участниками этого рынка, ставка должна быть на 5–6% выше, но все равно большинству из них кредитование регионов вряд ли будет интересно даже в этом случае. «С учетом всех рисков для коммерческих банков была бы интересна ставка в 16–17%, при этом сами регионы стараются занять под 13–15%», – отмечает Павел Геннель, гендиректор «Русско-европейского инвестиционного консорциума».
Средняя процентная ставка по кредитам госсектору составила в октябре 10,69% годовых в рублях, опустившись с начала года на 3,3 п.п. Ставка по розничным и корпоративным кредитам, как правило, выше.
Помимо разрыва в ожиданиях по ставке, существует еще и психологический барьер: и регион-заемщик, и банк считают себя главной стороной в этой сделке, к которой нужно идти на поклон и просить о сотрудничестве. Кроме того, взыскать просроченный долг, например, с субъекта Федерации, глава которого имеет доступ к президенту, – задача не для среднего игрока финансового рынка.
«Отличный пример аукциона, который может быть интересен лишь небольшому количеству банков, – конкурс на предоставление кредитов Омской области, – говорит руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович. – Запрашиваемая сумма составляет 4 млрд руб., а максимальный процент годовых – всего 11%, то есть чуть-чуть выше ключевой ставки. При этом кредит область рассчитывает взять в виде двух возобновляемых кредитных линий по 2 млрд руб. Сами по себе условия уже не слишком привлекательные – маловата маржа, даже на фоне 4 млрд руб. Но главная проблема в том, что цель займа – покрытие текущей задолженности и дефицита бюджета. Принимая во внимание, что совокупный долг области – чуть больше 28 млрд руб., а заимствования в 5 млрд руб. через облигации висят на администрации области мертвым грузом (доходность по ним замерла на отметке 11%, они не торгуются, а просто ожидают погашения, при этом купонные платежи необходимо вносить), в банковской системе оценки рисков такой кредит автоматически определяется как ненадежный. Стало быть, в конкурсе будут принимать участие только те банки, у которых есть интересы в области и которые могут в дальнейшем использовать свое положение кредитора в бизнес-целях».
Структура госдолга регионов РФ (млрд руб.)
|
ноябрь 2016 г. |
ноябрь 2015 г. |
Государственные ценные бумаги |
374,6 |
445,5 |
Банковские кредиты |
653,3 |
799,6 |
Бюджетные кредиты |
1078,9 |
856,9 |
Госгарантии |
95,4 |
109,6 |
Иные долги |
8,6 |
0,5 |
Источник: официальный сайт Минфина
Один в поле банк
И все-таки кредитование регионов может стать бизнесом: во-первых, в условиях экономической нестабильности субъекты Федерации и муниципальные образования – довольно надежные заемщики. Во-вторых, банки, участвовавшие в программе АСВ по докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ), взяли на себя обязательства по кредитованию экономики. По условиям программы, средства могут быть направлены на кредитование субъектов РФ. Наконец, банки получили возможность рефинансировать с коэффициентом 0,98 от стоимости актива займы, выданные субъектам федерации и некоторым муниципальным образованиям.
«Участие в кредитовании регионов объясняется и тем, что банк может продать кредит на круглую сумму, – считает Павел Дашевский, руководитель проекта Dolgi.ru. – Если регион будет объявлен банкротом, произойдет дефолт, в результате которого долги с региона спишутся. Однако в России такой сценарий вряд ли возможен, поскольку федеральный бюджет до последнего призван оказывать помощь бюджетам субъектов Федерации. И мне неизвестны случаи, чтобы какой-то
регион был признан банкротом. По факту – да, много где ситуация плачевная, но с юридической точки зрения регионов-банкротов нет».
По этой причине, несмотря на низкую маржинальность, у кредитования регионов есть ряд преимуществ. Именно поэтому, кроме крупных госбанков, в нем активно участвуют «СМП банк» и Совкомбанк.
При этом новости, что «СМП банк» (53,62% акций принадлежит Борису Ротенбергу, 37,97% – его брату Аркадию Ротенбергу, 26-е место по активам) стал единственным участником аукциона по открытию кредитной линии, не редкость. Например, банк Ротенбергов стал единственным участником аукциона администрации Майкопа на право предоставления невозобновляемой кредитной линии сроком на год с лимитом 100 млн руб. Контракт с единственным участником планируется заключить, исходя из ставки 14% годовых.
Совкомбанк (основатели – братья Сергей и Дмитрий Хотимские и Алексей Фисун, 19-е место по активам) активно включился в работу по кредитованию регионов весной 2015 г. – после докапитализации более чем на 6 млрд руб. за счет ОФЗ, что означало принятие на себя обязательств по участию в решении региональных финансовых проблем. В результате всего за несколько месяцев его кредитный портфель вырос с 1 до 60 млрд руб., кроме того, банк активно скупал долговые обязательства регионов, к началу II квартала 2016 г. потратив на это 34 млрд руб.
Совкомбанк участвует во множестве конкурсов по открытию кредитных линий регионам, например, в ноябре он стал победителем торгов по предоставлению кредитных средств бюджету Мурманской области на сумму 6 млрд руб.
Среди заемщиков Совкомбанка – Новороссийск, Сочи, Нижегородская, Томская и Саратовская области (последней выдано 2,6 млрд руб. кредитов под 12,4% годовых).
«Долговое финансирование субъектов Российской Федерации является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, – комментирует итоги аукциона в Свердловской области Сергей Хотимский, первый зампред правления ПАО «Совкомбанк». – Данный вид финансирования будет способствовать стабильной работе бюджетной сферы области и укреплению экономики региона. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Минфином области».
Первая десятка рейтинга субъектов-должников фактически не меняется: в Мордовии, Хакасии, Костроме, Астрахани, Северной Осетии, Смоленске, Карелии, Забайкальском крае, Марий Эл и Калмыкии госдолг фактически равен годовым доходам бюджета.
Случаев банкротства регионов в новейшей российской истории не было, хотя иски в арбитражные суды о таких банкротствах имели место. «Все-таки банкротство региона – скорее, политический вопрос, чем экономический, и представить себе, что федеральный центр допустит такое, практически невозможно, – говорит член Международного союза экономистов, член правления Вольного экономического общества России Игорь Диденко. – Ведь тогда почти все регионы-реципиенты будут оцениваться как входящие в группу риска».
С 2019 г., когда вступит в силу новая редакция Бюджетного кодекса, регионы будут делиться на три группы: с высокой долговой устойчивостью (долг меньше 50% доходов бюджета), средней долговой устойчивостью (долг – 50–85% объема доходов) и субъекты с низкой долговой устойчивостью. Если бы новые правила начали действовать уже сейчас, то лишь 14 из 85 российских регионов попали бы в группу с высокой долговой устойчивостью, а 25 оказались бы в третьей, самой неблагополучной группе. Сейчас их проблемы федеральный центр традиционно решает рефинансированием коммерческих долгов за счет бюджетных кредитов или дотаций. Возможности бюджета уменьшаются, а регионы все чаще тратят полученные деньги на то, чтобы заткнуть текущие дыры. Да и лоббистские возможности по выбиванию дотаций у губернаторов разные. Речь о возможном банкротстве регионов не идет – только о персональной ответственности их глав перед президентом за непринятие мер по оздоровлению финансовой ситуации. Но пока регионы лечат с помощью вливаний из казны, рыночные механизмы в полную меру работать не начнут, и банкам остается внимательно наблюдать за танцами вокруг российского бюджета, что хоть как-то может гарантировать возвратность выданных ими кредитов.