Тихая гавань взаимности
НОВЫЙ партнер появился у Александра Смоленского. На днях стало известно, что крупный пакет акций банка «Первое общество взаимного кредита» приобрела группа «Плаза», принадлежащая Умару Джабраилову. Сам же Джабраилов в начале апреля собирается возглавить совет директоров «Первого о.в.к.».
Надо сказать, что пути экс-олигарха и экс-кандидата в президенты пересекались и раньше. Смоленский, например, являлся одним из акционеров Собинбанка, который довольно плотно работал с Джабраиловым (в частности, по проекту «Манежная площадь»). Одноименное ОАО, кстати, также владело акциями «Собина». И сейчас, в связи с новым банковским приобретением Джабраилова, якобы вышло из состава «собиновских» акционеров. «СБС-Агро» принадлежал и небольшой (6,4%) пакет акций банка «Российский капитал» в ту пору, когда Джабраилов трудился в совете директоров этого финансового института.
Теперь, видимо, Смоленский и Джабраилов решили работать без посредников. Причем ради партнерства c Джабраиловым Смоленский пожертвовал частью своих владений, чего не делал даже для Бориса Березовского. Не говоря уже о Владимире Гусинском с Михаилом Ходорковским. (Напомним, что не в последнюю очередь строптивость Смоленского помешала созданию в начале 1998-го банковского конгломерата на базе «СБС-Агро», МЕНАТЕПа и «Моста».)
Очевидно, Смоленский сейчас слишком сильно нуждается в богатых и влиятельных партнерах, чтобы привередничать. И то сказать: Березовский – в вынужденной эмиграции. А у Кремля другие любимые банкиры.
Вот только Джабраилов не такой человек, чтобы заниматься чистой благотворительностью. Можно, конечно, предположить, что чистоплотного владельца «Рэдиссон-Славянской» оттолкнула от Собинбанка (а он на сегодняшний день покрупнее «Первого о.в.к.» будет) та шумиха, которая поднялась в связи с делом Bank of New-York. Но, по правде говоря, у банков Смоленского репутация не намного лучше.
Судя по всему, инвестиции группы «Плаза» в банковский бизнес Смоленского на деле ни что иное, как плата за возможность дальнейшего продвижения в профильных для Джабраилова сферах деятельности – гостиничном бизнесе и «нефтянке». Дело в том, что активы Смоленского не ограничиваются банковской группой «Общество взаимного кредита». Экс-олигарх владеет, например, и компанией STB-Tours, которая работает со многими гостиницами как в Москве, так и на периферии. В частности, у Смоленского исторически сложились довольно неплохие отношения с руководством отеля «Метрополь».
Смоленский может пригодиться Джабраилову и по части «нефтянки». Все же «СБС-Агро» сыграл в свое время далеко не последнюю роль в приватизации и становлении «Сибнефти». И, несмотря на все последующие перипетии, определенное влияние на владельцев этой нефтяной компании банкир сохранил. Достаточно вспомнить о двух кредитах на $40 млн, выданных «СБС-Агро» «сибнефтевскому» трейдеру , компании Runicom, уже после рокового для банка августа 1998 года (см «Ко» № 4 от 7 февраля 2000 г.). Конечно, Джабраилов мог бы выйти на Романа Абрамовича и раньше, хотя бы через руководителей «Собина». Благо в совете директоров этого банка долгое время работал близкий к Абрамовичу Александр Мамут. Но, видимо, помешала политика. Тем более что в борьбе с неугодным Кремлю (и дружественным Джабраилову) Лужковым «семейные» телепропагандисты изрядно потрепали имидж самого президента группы «Плаза».
Сейчас же, когда мэр теряет влияние, а амбициозный губернатор Чукотки все сильнее сжимает «нефтяное» кольцо вокруг Москвы, грех становиться в позу. Особенно на фоне ренегатства другого столичного нефтяного магната, Шалвы Чигиринского. (Кстати, есть основания полагать, что Чигиринского с Абрамовичем свел все тот же Смоленский.) В общем, не исключено, что вслед за известием о вхождении группы «Плаза» в состав акционеров «Первого о.в.к.» последуют сообщения о каком-нибудь совместном проекте джабраиловской «Данако» с «Сибнефтью». Аванс поступил, и Смоленскому надо его отрабатывать.