Тихий Бум
Информацией о готовящихся крупных сделках иностранных компаний в России заполнена пресса. По нашим подсчетам, до конца 2000 года должны завершиться не менее 40 подобных инвестиционных сделок. В основном деньги в нашу экономику будут вкладывать европейские компании. Каждая - не менее $25 млн.
Помните, как несколько лет назад все бизнес-сообщество плакалось о недоступности западных инвестиций? А в начале 2000-го даже компании "второго эшелона" позволяют себе вести переговоры сразу с пятью-шестью потенциальными иностранными инвесторами. Многие менеджеры спокойно обосновывают необходимость "продаваться иностранцам" с цифрами в руках. И никаких победных фанфар.
Нынешняя ситуация чем-то напоминает начало 1998 года. Именно тогда бум прямых инвестиций стал разочаровывать своей рутинностью. Иностранцы вкладывались в предприятия, которые и так занимали ведущие позиции на рынке.
Сейчас будет то же самое. Основные зарубежные инвестиции по крайней мере еще два-три года будут вложены в рынки, и без того достаточно развитые. И это логично: прежде чем лезть в непонятную Россию, иностранцы хотят превратить Москву и Санкт-Петербург в некое подобие европейских городов. Ну хотя бы восточноевропейских.
Оно нам надо?
Начало лета ознаменовалось тремя крупнейшими сделками. Они непохожи, но тем не менее демонстрируют одну общую тенденцию.
Вот эти сделки: продажа завода "Стинол" итальянской Merloni Elettrodomestici, переход АО "Русский продукт" под контроль французской группы Lose&Associates и создание совместной компании финской Sonera и "Центральным телеграфом".
В каждой из сделок фигурируют десятки миллионов долларов. Объединяет их одно: во всех трех случаях в руки иностранной компании российские ФПГ передают не депрессивный бизнес, а эффективное и потенциально высокоприбыльное направление деятельности.
На первый взгляд даже кажется, что развивать эти направления россияне могли бы и сами. Отсюда и недоумение: неужели дела у нас настолько плохи, что мы отдаем иностранцам самое лучшее?
Глава НЛМК Владимир Лисин, продавший российского лидера по производству бытовой техники итальянской Merloni, комментирует происходящее так: "Стинол" приносит достаточную прибыль, но есть две проблемы. Для металлургического комбината "Стинол" - бизнес хороший, но непрофильный. Мы не могли вкладывать большие деньги в развитие завода и уступили (за хорошие деньги) такую возможность Merloni. Теперь мы можем вложить полученные $120 млн в основное производство - металлургическое. Вот когда оно будет приносить сверхприбыли, мы сможем, если захотим, построить второй "Стинол". Сейчас же он нам просто ни к чему".
Похоже, такой же логикой руководствовался и "Роспром", продавая французам 50% акций растущего "Русского продукта". А с Sonera, похоже, дело обстоит еще проще: "Связьинвест", крупнейший акционер "Центрального телеграфа", имеет собственную компанию "Мобител", однако предпочел отдать сотовый бизнес финнам, поскольку Sonera умеет зарабатывать деньги на сотовой связи гораздо лучше. Таким образом, во всех трех случаях неплохим (но не прекрасным!) перспективам владельцы предпочли деньги.
Подобные сделки, по нашей информации, готовятся сейчас практически на всех развитых рынках страны. Можно говорить о намечающейся тенденции: российский бизнес окончательно отошел от характерной для 90-х всеядности. Предприниматели начинают оценивать не только краткосрочные, но и среднесрочные перспективы своего бизнеса. В целом ряде случаев прибыльное и перспективное предприятие конкретному бизнесмену не нужно.
В прежнюю логику российского бизнеса такое просто не укладывалось.
А им это надо?
Видимо, значительная часть прямых инвестиций западных компаний в ближайшее время будет направлена на приобретение флагманов отечественного бизнеса. Причем только тех, что не имеют существенных финансовых и технологических проблем. Продаваться эти компании будут по высоким для России ценам.
Впрочем, иностранцы необязательно станут именно покупать эти предприятия. Порой они будут вливать инвестиции по более замысловатым схемам. Характерен в этом смысле пример японской Bridgestone, которая, по неофициальной, но достоверной информации, летом 2000 года откроет свое производство на одном из крупных провинциальных шинных заводов. У российского предприятия будет арендована часть производственных фондов.
И такая ситуация станет типичной. По признаниям представителей нескольких отечественных производителей бытовой техники и электроники, с конца 1999 года иностранцы буквально засыпают их предложениями: о лицензионном производстве, сборке или выпуске продукции под западным брэндом. Разговоров о покупке предприятия не ведется вовсе - инвесторам это не нужно.
Все чаще к участию в иностранных проектах допускаются российские банки: например, во всеволожском проекте Ford банк "Санкт-Петербург" выступает как акционер. Отрабатываются сложные схемы финансирования российских проектов, иногда не предусматривающих прямых денежных вложений.
Это многообразие форм инвестиций означает, судя по всему, что экспансия западных компаний в Россию будет гораздо масштабнее, чем в 1998 году. Тогда российский рынок со всеми его ограничениями рассматривался как аналог китайского: любое телодвижение необходимо согласовывать с властью, а иностранный бизнес возможен лишь как исключение из общей экономической системы. В нынешнем же году - после резкого ослабления влияния властных структур на крупные и средние компании, не представляющие собой политической силы, - мы больше похожи на Бразилию или Аргентину. Конечно, с точки зрения иностранцев, у нас есть свои причуды. Но они не столь одиозны, чтобы российской компанией приходилось управлять как-то принципиально по-иному, нежели таиландской.
Вот тебе Варшава и Прага...
Спрогнозировать масштабы предстоящего бума сейчас трудно. Но мы не склонны переоценивать ближайшие перспективы.
"Кризис сделал свое дело: Россия стала устоявшимся рынком, - считает бывший руководитель крупной брокерской компании. - Все идиотские ростки прошлого "бума" (типа бутиков на фоне помоек) надежно придавлены. Образно говоря, наступает время IKEA. То есть бизнеса для сравнительно широкого круга потребителей. Кому это не нравится - пусть инвестирует в Интернет или уезжает за границу".
Когда иностранные инвесторы освоят Москву и Санкт-Петербург,
наступит следующий этап - интеграция российских компаний в восточноевропейский бизнес. К этому времени в России должна накопиться определенная масса "инфраструктурных" инвестиций. Грубо говоря, иностранные менеджеры согласятся работать там, где уже есть McDonald's.
Впрочем, прежде чем подойти к заветной черте, за которой начинается интеграция в Восточную Европу, иностранцам придется преодолеть массу препятствий. В первую очередь это дефицит квалифицированного местного персонала. Хороших менеджеров с середины прошлого года активно нанимают отечественные компании...
Итак, прежде чем "взять" Россию, иностранцам предстоит укрепиться в двух ее крупнейших городах. При благоприятном развитии событий Москва и Санкт-Петербург смогут достичь уровня Праги или Варшавы уже через несколько лет. Видимо, тогда и наступит вторая волна инвестиционного бума. Какой она будет, сейчас не знает никто.