Типичные ошибки при покупке франшизы

21.05.201500:00

Благодаря широкой пропаганде франчайзинга и его поступательному развитию в России в сознании многих предпринимателей сложился устойчивый стереотип насчет того, что покупка франшизы – это современный и надежный способ начать собственный бизнес: открыть кафе, магазин, салон красоты или туристическое бюро. Однако, чтобы пользоваться всеми достижениями современного франчайзинга и получать от этого не только удовольствие, но и коммерческую выгоду, нужно постараться не допускать весьма характерных для наших малых и средних предпринимателей ошибок. 

Сегодня часто бывает так, что, имея на руках капитал в 500 000–800 000 руб., люди готовы его вложить, забывая об элементарной проверке. Но надо хотя бы поинтересоваться, есть ли у продавца франшизы свои розничные точки, посетить их, поговорить с менеджерами точек, убедиться, что вывеска совпадает с тем товарным знаком, который вам предлагается. Ведь совершенно очевидно, что если у продавца нет своих собственных предприятий, то что он может продать, кроме воздуха? 

Бывает и так, что отсутствие у продавца зарегистрированного товарного знака почему-то не мешает покупателям подписывать договоры и платить деньги. А ведь не зря же существует официальная процедура проверки товарного знака. И хотя сама регистрация товарного знака в Роспатенте занимает длительное время – обычно до года, тем не менее и до завершения регистрации можно доподлинно установить, поданы ли документы на регистрацию, когда поданы, по каким классам товаров, причем все это даже без помощи юриста. 

Юридическая безграмотность предпринимателей делает свое дело. Все чаще мы сталкиваемся с тем фактом, что клиенты приносят на юридическую экспертизу договоры, не являющиеся договорами франчайзинга. Продавец предлагает им подписать все что угодно – договор поставки товаров, договор на обучение, договор простого товарищества и пр., но только не то, что действительно необходимо и что может защитить интересы франчайзи, а именно договор коммерческой концессии. Наши люди склонны доверять продавцам в подготовке договорной базы, а потом оказывается, что продавец не несет никакой ответственности за свои ошибки или недоработки – где-то предоставил покупателю недостоверную информацию о рынке и продукте, дал неправильный совет при выборе помещения, не обучил персонал франчайзи, не передал документацию и стандарты обслуживания. 

Естественная причина подобных ошибок – спешка. Предприниматели стремятся поскорее открыть свое дело и начать зарабатывать. А чаще всего их торопит продавец, пугая тем, что скидка на франшизы заканчивается. Люди ведутся на такие уловки и не обращают внимания на очевидные вещи: подписывают договоры коммерческой концессии с физическими лицами, которые по закону не могут быть стороной в договоре, соглашаются на такие сомнительные условия договора, как запрет на расторжение контракта во внесудебном порядке и пункт о выплате штрафов. 

Но, пожалуй, еще больший вред предпринимателям наносит весьма распространенное заблуждение о том, что, купив франшизу, мы автоматически получаем гарантию успеха. Важно понимать, что есть моменты, за которые отвечает только франчайзи, – это выбор места и помещения для открытия точки, анализ проходимости заведения, подбор персонала, управление людьми, повышение качества работы с клиентами, привлечение денежных средств. По договору франчайзинга предпринимательский риск невозможно переложить только на продавца франшизы. Решение принимает всегда франчайзи, и успех зависит от его грамотности и подготовленности.

 

Автор: Леонид Григорьев, генеральный директор компании «Руссикон групп»