Тише ПИШешь, дальше будешь

13.07.202311:45

В рамках деловой программы форума ИННОПРОМ-2023 в Екатеринбурге состоялась дискуссия «Промышленный Урал: векторы устойчивого развития». В ней принимали участие представители органов федеральной и региональной власти, экономисты, участники предпринимательского сообщества, топ-менеджмент крупнейших компаний Урала и ректоры вузов. 

Модератором встречи стал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. С приветственным словом выступил помощник полпреда президента России в Уральском федеральном округе Евгений Гурарий.

В центре внимания были вопросы о том, как обеспечить устойчивое развитие производственного комплекса уральского макрорегиона и адаптировать систему подготовки кадров под вызовы сегодняшнего дня.

Открывая встречу, Александр Шохин отметил, что в последнее время кадровая проблема стоит особенно остро: в обсуждениях эксперты перешли от формулировки «кадровая нехватка» к «кадровому голоду», и на первое место вышли вопросы соответствия квалификации работников потребностям бизнеса и физической нехватки персонала.

В сложившихся условиях, по словам Шохина, особое значение приобретают темы возрождения инженерных школ в тех производственных сферах, где компетенции были утрачены или недостаточно развиты, и координации усилий науки и реального бизнеса.

Взаимодействие производственников с исследовательским и образовательным секторами стало темой выступления Александра Породнова, первого вице-президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей. Он подчеркнул, что в настоящее время иными должны быть правила и условия такой совместной работы.

«Многие научные центры и университеты переориентировались на другие направления, ушли в область фундаментальных исследований. Аналогичная ситуация и с отраслевыми институтами, которые сегодня выступают скорее в роли постановщиков задач, нежели разработчиков технологий, или выполняют сервисные функции. Под эти форматы сформировались устойчивые управленческие и экономические инструменты, адаптировался кадровый состав, даже меры господдержки созданы под эту систему. Но есть риск, что без изменения сложившегося порядка вещей эффективную систему взаимодействия выстроить не получится», — предположил Александр Породнов.

По его словам, необходимо детально проанализировать существующие практики и проработать новые форматы, в чем-то трансформировать контрольные и надзорные регламенты. Это позволит сформировать более устойчивые модели сотрудничества.

Перенастройку инструментов он предложил проводить на первом этапе в ручном режиме, чтобы выявить наилучшие практики.

«Бизнесу необходимы площадки для выработки консолидированного мнения, такими уже выступают профильные комитеты РСПП, региональные объединения Союза. Они могли бы решать задачи интеграции профильных программ, проектов, которые разрабатываются федеральными и региональными властями. К примеру, активнее подключать компании к реализации программ образования — созданию передовых инженерных школ, научно-образовательных центров, к проекту “Профессионалитет” и др.», — отметил Породнов.

Он также акцентировал внимание аудитории на том, что в кризисные периоды как никогда возрастает роль социальных программ бизнеса в регионах присутствия.

Алексей Матушанский, директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, так охарактеризовал ситуацию: «Мы пошли по пути создания инжиниринговых центров на базе технических вузов, по запросу промышленности надо институциализировать компетенции. В итоге было создано 76 таких центров. Две трети заказов для них — от реального сектора бизнеса».

По словам Дмитрия Афанасьева, заместителя министра науки и высшего образования, страна столкнулась с демографическим вызовом. По прогнозам Минпросвещения, до 2030 года будет небольшой рост выпускников средних школ, но он не позволит выйти на уровень рекордного 2008-го. Это обострит конкуренцию за кадры. С учетом того что все больше школьников выбирают получение среднего профессионального образования (сейчас соотношение студентов колледжей и вузов — 50:50, но в ближайшее время прогнозируется изменение пропорций до 60:40 соответственно), сжимающееся число абитуриентов вузов заставляет оперативно менять систему подготовки инженерного спецназа.

Этому служит проект Передовой инженерной школы (ПИШ), который стартовал в 2021 году.

«К первой волне ПИШ у индустриальных партнеров было настороженное отношение, так как участие требует софинансирования, но спустя полтора года работы мы видим гигантский интерес со стороны компаний к продолжению этого проекта», — сказал Дмитрий Афанасьев. Он заверил, что принято решение об инициации второй волны отбора, до конца года будет запущено еще 10 инженерных школ. Уже готовятся вузы и компании, хотя официально конкурс не объявлен. Афанасьев подчеркнул, что, в отличие от первой волны, которая не имела отраслевых границ, сейчас предусматривается бОльшая специализация ПИШ.

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач отметил, что основная масса исследователей сегодня находится в корпорациях, и именно они определяют технологическое будущее. В связи с этим встает вопрос стимулирования прикладных разработок.

«С одной стороны, все говорят, что науке и технологиям постоянно уделяется внимание, но надо смотреть на бюджет: там заложено на 2024–2025 годы в номинальном выражении сокращение инвестиций как в фундаментальные исследования, так и опережающими темпами во все прикладные. Практически по каждому направлению», — выявил риски Андрей Клепач.

Одним из представителей реального сектора, выступившим на встрече, стала заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом, директор корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина. Она оценила роль корпоративных университетов в системе подготовки кадров. «Мы не замещаем и не конкурируем с вузами: мы связующее звено, “быстрый” мостик между образовательными организациями и реальным производством», — сказала Позолотина. Кроме того, по ее словам, именно компании выступают поставщиками самих учителей для вузов, что позволяет готовить студентов с наиболее востребованными компетенциями.