Top.Mail.Ru
$ 57.97
£ 61.67
¥ 39.19
 57.85
 7.96
Нефть WTI 82.58
GOLD 1651.71
РТС 1070.92
DJIA 29683.74
NASDAQ 11051.64
BTC/USD 19495.50
бизнес

Группа «Дело» задумалась о покупке Сахалинского морского судоходства

Фото: 123rf.com / Legion-Media Фото: 123rf.com / Legion-Media

Транспортно-логистическая группа «Дело» Сергея Шишкарева и «Росатома» задумалась о приобретении Сахалинского морского пароходства (Sakhalin Shipping Company, SASCO). Журналистам об этом сообщили сразу три информированных источника. Эксперты оценивают сделку в 10-20 миллиардов рублей.

Ход переговоров

Один из источников, рассказавший прессе о возможной сделке, представляет правительство Сахалинской области, а еще два — судоходные компании. Отмечается, что федеральные власти уже обращались по этому вопросу к местной администрации. Они узнавали, как на Сахалине относятся к потенциальному соглашению. Еще один инсайдер в региональном правительстве подтвердил данные о том, что «Дело» хочет купить долю в SASCO. По словам одного из собеседников, в ТЛГ рассматривали варианты и с другими компаниями, организующими контейнерные перевозки на Дальнем Востоке. Группой прорабатывались различные формы участия в них.

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко приветствует приход инвесторов в регион, сказала его пресс-секретарь Светлана Литвинова. 

«"Дело" имеет хорошую репутацию и активно развивается. Если группа примет решение расширить присутствие в регионе, это принесет пользу сахалинцам и будет способствовать улучшению транспортной доступности на островах», — цитирует Литвинову РБК.

Представители самой ТЛГ не стали комментировать эти «гипотетические сведения о сделке или рыночные слухи». В настоящее время компания не владеет долей в Сахалинском морском пароходстве. В «Росатоме» операционную деятельность также обсуждать отказались.

Оценка сделки

Сергей Шишкарев, который владеет 51% группы, еще в прошлом году говорил, что покупка морских судов является одним из приоритетных проектов. Он планировал инвестировать в это «сотни миллионов долларов», чтобы составить конкуренцию крупным мировым участникам рынка.

Интерес «Дела» к компании на Сахалине логичен, заметил источник в транспортной компании. Он сказал, что у Шишкарева сейчас есть не только деньги, но и поддержка «Росатома», а также имеющийся спрос на рынке на морские перевозки.

Опрошенные эксперты разделились в оценке потенциальной сделки. Так, генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает 100% SASCO в сумму до десяти миллиардов рублей. А управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов говорит о 20 миллиардах. По словам последнего, ТЛГ благодаря покупке сможет сформировать полное логистическое плечо. Он пояснил, что «Делу» уже принадлежит крупнейший железнодорожный контейнерный оператор «Трансконтейнер» и доля в Global Ports (оператор портовых терминалов).

«Важно, что Сахалинское пароходство — это старый актив с именем, опытом каботажных перевозок и экспортно-импортных операций», — подчеркнул Безбородов.

Бурмистров же заметил, что сейчас транспортные и терминальные активы на Дальнем Востоке стремительно дорожают. Это происходит на фоне переориентации экспортных и импортных грузопотоков. Эксперт согласился с мнением, что заинтересованность ТЛГ в консолидации активов понятна.

Что известно о «Деле» и FESCO

В конце прошлого года Шишкарев говорил с журналистами о другой возможной сделке. Речь шла о варианте объединения активов группы «Дело» с компанией FESCO. 

ТЛГ контролирует самый крупный железнодорожный контейнерный оператор в России. FESCO же является одним из крупнейших транспортно-логистических групп. Она владеет Владивостокским морским торговым портом (ВМТП). По словам Шишкарева, это не только Владивостокский морской торговый порт, крупнейший по перевалке контейнеров, но и прежде всего морские перевозки.

Как заявлял владелец «Дела», сроки объединения активов зависят «от доброй воли акционеров и возможностей правильно дать оценку активам». Декабрь прошлого года, в частности, он посчитал «не лучшим моментом для договоренностей». 

Флот FESCO включает в себя 21 транспортное судно. Они преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях. Шишкарев добавлял, что в случае объединения компания станет «чем-то похожей» на мирового лидера в сфере контейнерных перевозок Maersk.

Он сообщал об интересе к приобретению FESCO еще в 2019 году, когда группа «Дело» только выиграла аукцион по приватизации «Трансконтейнера». Против сделки тогда выступил бизнесмен Зиявудин Магомедов (32,5% FESCO). Однако с марта 2018 года он находится в СИЗО по обвинению в организации преступного сообщества.

Еще по теме