Точное время Beaujolais Nouveau
Торжества по случаю нового урожая вина Beaujolais Nouveau в очередной раз прошли в Москве. Эти мероприятия, полвека проводимые в различных частях мира, давно переросли уровень сельского праздника и превратились в маркетинговую акцию. В прошлом году объем продаж молодого Beaujolais составил 691 млн франков (около $95 млн). Около половины продаж пришлись на экспорт.
Решение виноделов французской области Божоле культивировать идею Beaujolais Nouveau - выпускать это вино в продажу в один и тот же день каждого года - было отчасти вынужденным. В какой-то момент конкурентная борьба с более "могущественными" областями Северной Бургундии и долины Роны стала складываться не в пользу виноделов Божоле. Как показало время, шаг оказался верным. Уникальный маркетинговый ход был закреплен в 1951 году специальным постановлением. С этого момента началась экспансия Beaujolais Nouveau на мировой рынок: в 1956 году молодое вино составляло 6% всего Beaujolais, в 1970-м - 17%, в 1980-м - 39%. К 1990-му этот показатель достиг 64%.
Сегодня Beaujolais Nouveau импортируют 192 страны. С особым размахом день рождения молодого Beaujolais отмечают Германия, Япония и США: в прошлом году объем поставок в эти страны составил 73% от экспорта в целом. В связи с постоянным ростом экспорта Beaujolais Nouveau в этом году в лионском аэропорту Сент-Экзюпери, откуда отбывает часть молодого Beaujolais, была зарезервирована специальная зона площадью 10 тыс. кв. м. Бутылки с вином хранились здесь до того момента, как было получено добро на вывоз вина за пределы Франции.
Вместе с вином перемещается и традиция: независимо от часового пояса дегустация Beaujolais нового урожая начинается в третий четверг каждого ноября. Необходимость в оперативной реализации (за пару месяцев Beaujolais Nouveau теряет свое молодое очарование) предполагает его повсеместный широкий промоушн. На родине Beaujolais в Лионе, где достойная встреча последнего в этом тысячелетии молодого вина стала делом чести, 150 гектолитров Beaujolais Nouveau созревало в винодельческом цеху, сооруженном прямо на центральной площади города.
В ресторанах и кафе Beaujolais Nouveau обычно выделяют среди прочих вин, предлагаемых в заведении: добавляют в винную карту лист со специальным предложением и составляют специальное меню, куда входят преимущественно блюда "деревенской" кухни - копченый окорок, жаркое, ветчина и сыры. В магазинах вино, как правило, выставляется на отдельный стенд, оформленный виноградными гроздьями и деревянными бочонками.
Определение жестких временных рамок, пролоббированное производителями, отлично делает свое дело. Один из показателей ежегодного мирового ажиотажа в третий четверг ноября зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса - в 1993 году за первый бокал Beaujolais Nouveau в одной английской пивной было заплачено $1450. Хотя в принципе это вино недорогое. В московских магазинах его сейчас предлагают за 350 - 400 руб.
PR-традиция
По итогам прошлого года среди стран - импортеров вин Beaujolais Россия находится на 15-м месте. Совсем неплохо для местности с суровым климатом, априори предполагающим любовь к высокоградусному алкоголю.
Попробовать Beaujolais Nouveau в Москве можно было еще в середине 90-х. Однако в тот момент о культуре продажи и потребления говорить не приходилось: напиток, чьей главной ценностью является молодость, предлагался в Москве чуть ли не через год после начала продаж.
По-настоящему оценить достоинства молодого вина вкупе с традицией российские гурманы смогли лишь в прошлом году. Первое официальное "прибытие" в Россию Beaujolais Nouveau было организовано Межпрофессиональным союзом вин Божоле под патронажем посла Франции в России Юбера Колен де Вердьера. "В случае с Beaujolais Nouveau везде срабатывает одна и та же стратегия, - рассказывает Татьяна Данилина, сотрудник российского представительства компании Sopexa, содействующей продвижению французских продуктов питания на международном рынке. - Для того чтобы "подтолкнуть" рынок, как правило, достаточно одной масштабной акции".
Устроители мероприятия не просчитались - в этом году количество заказов на Beaujolais Nouveau выросло вдвое. Встреча молодого Beaujolais, сопровожденная соответствующим антуражем, прошла во многих столичных ресторанах. Основная сложность для ресторанов заключается в том, чтобы вовремя получить вино, а для импортеров - чтобы своевременно решить все проблемы логистики и доставить клиентам заказ в срок. Одно это может служить достаточным подтверждением солидности фирмы. Не удалось вовремя уладить необходимые таможенные формальности - и празднования оказываются "просроченными". "Это своего рода спортивный азарт: успел или не успел", - рассказывает Кирилл Печенкин, менеджер по винам компании Denview.
Оценивать эффект мероприятия пока рано - по оценке Denview, непосредственно в праздник реализуется всего около 20% Beaujolais Nouveau. Тем более, утверждает Кирилл Печенкин, перед Новым годом грядет вторая волна спроса: многие помнят атмосферу праздника и покупают молодое Beaujolais из-за его нарядных этикеток. По мнению Кирилла Печенкина, для продвижения Beaujolais Nouveau вполне достаточно самой идеи праздника. "Мы никак не продвигаем Beaujolais Nouveau: этот товар изначально движет сам себя", - говорит менеджер по винам Denview. По мнению Ивана Зубкова, брэнд-менеджера по винам Франции торгового дома "Русьимпорт", оценивать конкретные результаты праздника Beaujolais Nouveau вообще бессмысленно. "Это ведь не товар, это некая PR-продукция. Как только кончается праздник, идея Beaujolais Nouveau теряет смысл, - говорит Иван Зубков. - Сейчас непосредственно от поставок нового Beaujolais мы имеем одни убытки".
Вместе с тем, по мнению импортеров, сложно было бы придумать что-то лучшее для продвижения себя и своей продукции. Как правило, время в ожидании часа "Х" скрашивает дегустация прочих, причем более дорогих, наименований Beaujolais. Так что в этом году по линии "Русьимпорта" было привезено аж четыре вида молодого вина. В отличие от Denview конкурент все же предпочитает поддерживать свою продукцию. В этом году в магазинах сети "Перекресток" Beaujolais Nouveau и Beaujolais Village Nouveau от "Русьимпорта" возвышалось на специальных местах, а покупатели могли принять участие в масштабной дегустации. В регионы ("Русьимпорт" имеет 15 филиалов) загодя были отправлены подробные "инструкции по применению".
Основная масса заказов на Beaujolais Nouveau поступает от ресторанов и клубов: Denview поставляет в этот сектор около 60% нового Beaujolais. В розницу уходит порядка 25%, еще 15 % - в регионы, прежде всего в Санкт-Петербург. "Скорее всего, это соотношение не изменится, - считает Кирилл Печенкин. - Во-первых, это праздник, предполагающий максимум общения. Кроме того, у ресторана есть возможность осветить мероприятие заранее и организовать Beaujolais достойную встречу".