Top.Mail.Ru
политика

Токсичная оппозиция

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Сегодня утром Алексея Навального*, летевшего рейсом Томск-Москва, экстренно госпитализировали. Позже политик впал в кому, у него подозревают токсическое отравление. Соратники Навального уверены — дело в его политической позиции. Кто еще из российских оппозиционеров становился жертвой отравлений, — в материале «Компании». 

Александр Литвиненко

Один из самых ранних громких случаев отравления в новейшей истории России – инцидент с Александром Литвиненко, подполковником советской и российской госбезопасности. Бывший офицер ФСБ известен тем, что активно выступал с критикой политики российских властей. В частности, он критиковал деятельность главы государства Владимира Путина.

В конце 1990-х за ним началось уголовное преследование. Сначала Литвиненко заподозрили в превышении полномочий, а после возбудили еще несколько уголовных дел. Опасаясь за свою жизнь, Литвиненко бежал в Великобританию. В это время его заочно осудили за хранение огнестрельного оружия, похищение взрывчатых веществ и злоупотребление служебным положением.

В ноябре 2006 года, все еще находясь в Лондоне, Литвиненко внезапно заболел. 1 ноября он почувствовал себя плохо и был госпитализирован. Спустя три недели пострадавший умер. Обстоятельства дела начали расследовать.

Как стало известно позже, в день отравления Литвиненко встречался с Андреем Луговым, офицером Главного управления охраны РФ, а ныне депутатом Госдумы. Именно его британская сторона считает исполнителем убийства. На встрече также присутствовал предприниматель Дмитрий Ковтун. Оба подозреваемых отрицали причастность к произошедшему.

Экспертиза показала, что причиной смерти Литвиненко стало отравление полонием-210. Это чрезвычайно редкое и трудно обнаруживаемое радиоактивное вещество. Считается, что бывший офицер ФСБ выпил чай с этим веществом в одном из лондонских заведений. Обвинений против Лугового в России не выдвигалось. 

Анна Политковская

2 сентября 2004 года журналистка собиралась в Беслан, где накануне произошел теракт в школе № 1. Политковская намеревалась договориться с Асланом Масхадовым, который на тот момент был президентом Чеченской республики Ичкерия, об освобождении заложников. По пути в Ростов (прямого рейса в Беслан не было) произошел подозрительный инцидент. Перед самым вылетом на борт воздушного судна в салон бизнес-класса зашли два человека, но никто тогда не придал этому значения, вспоминает главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов**. Он отмечает, что Политковская всегда проявляла осторожность и никогда не ела еду, которую предлагают авиапассажирам. Но как позднее стало известно, именно в тот рейс она взяла у стюардессы черный чай и влажную салфетку. 

Затем журналистке резко стало плохо. В Ростове она успела сделать два коротких звонка Муратову и его заместителю Сергею Соколову. Вскоре Политковская впала в кому и была госпитализирована в карантинное отделение инфекционной больницы. По словам главреда «Новой», первые пробы крови и рвотные массы загадочным образом пропали — их «потеряли». 

Журналистка на время стала нетрудоспособной. А спустя два года после этого происшествия, в 2006 году, Анну Политковскую убили. 

Кара-Мурза-младший**

С именем Владимира Кара-Мурзы-младшего, тележурналиста, режиссера и координатора «Открытой России», связано сразу два таких инцидента. В первый раз его госпитализировали в 2015 году. 26 мая, после нескольких встреч с друзьями, ему стало плохо. В тот же день его положили в больницу и вскоре ввели в состояние медикаментозного сна.

У впавшего в кому Кара-Мурзы отказали почки, легкие, сердце и другие органы. Шансы на его выживание оценивали в 5%. Позже специалисты из Франции установили, что в организме политика была значительно превышена допустимая концентрация нескольких тяжелых металлов. При этом железа было обнаружено в 19 раз меньше минимально допустимого уровня.

Эксперты не дали заключения на этот счет, а Кара-Мурза обвинил во всем спецслужбы. Первое отравление произошло спустя три месяца после убийства Бориса Немцова, близкого соратника Кара-Мурзы. «У меня нет никаких сомнений в том, что это было умышленное отравление с целью убийства и что оно связано с моей общественной и политической деятельностью. В моем заявлении в СКР содержится требование возбудить уголовное дело по статье 105 с применением статьи 30 УК РФ — покушение на убийство по мотивам политической и идеологической ненависти», — говорил пострадавший.

История с отравлением Кара-Мурзы повторилась в 2017 году. Тогда ему также внезапно стало плохо. На этот раз это случилось за несколько часов до отлета в США. Кара-Мурзу госпитализировали с теми же симптомами, что и два года назад. В обоих случаях у оппозиционера диагностировали «токсическое действие неучтенного вещества».

Интерес к его делу вновь возник в апреле 2018 года. Адвокат потерпевшего Вадим Прохоров связывал это с ажиотажем вокруг дела Скрипалей. Однако о том, какое именно вещество стало причиной отравления Кара-Мурзы, до сих пор неизвестно. О результатах последней проверки СК в прессе не сообщалось. 

Пётр Верзилов**

Два года назад в больницу в тяжелом состоянии поступил Петр Верзилов. Издатель «Медиазоны»** и участник Pussy Riot почувствовал себя плохо: постепенно у него начали ухудшаться зрение, речь и моторика. Вскоре Верзилова госпитализировали в токсикореанимационное отделение. Состояние активиста оценивалось как тяжелое.

По началу у Верзилова заподозрили отравление лекарствами. Речь шла о веществах, которые подавляют ацетилхолин и угнетают сокращение мышц. Однако родственники Верзилова говорили, что он не мог принимать такие лекарства. После этого его увезли на лечение в Берлин.

«Отравление было совершено настолько профессионально, что не позволяет мне сделать никакого другого вывода. Возможно, они попробовали на мне новый ядовитый коктейль, потому что мое отравление пошло не так, как это обычно происходит», — отмечал Верзилов. Когда пострадавший очнулся, он слабо помнил, что с ним произошло. «Я подумал, что глава клиники в Берлине — это на самом деле директор моей тюрьмы, мне повсюду мерещились кошки», — вспоминал он.

Спустя две недели после инцидента Верзилова выписали из больницы. Он предположил, что его могли отравить из-за акции в финале чемпионата мира или из-за расследования убийства журналистов в ЦАР. Накануне отравления Верзилову как раз поступили новые данные об этом происшествии. 

И снова Навальный

Алексей Навальный тоже не в первый раз становится жертвой злоумышленников. Это уже второе вероятное отравление оппозиционера. Год назад, когда Навального арестовали за призыв к участию в несанкционированном митинге, политику вдруг стало плохо. Его госпитализировали из спецприемника и поставили диагноз «острая аллергическая реакция».

По словам Киры Ярмыш**, пресс-секретаря Навального, тогда у него случился сильный отек лица и покраснение кожных покровов. Версия с аллергией ставилась под сомнение, так как за всю жизнь у оппозиционера ни разу не было аллергической реакции.

Позже лечащий врач Навального Анастасия Васильева сказала, что его симптомы говорят о повреждающем действии неопределенных химических веществ. Тщательному осмотру пациента мешали полицейские. Сама врач могла осмотреть его только через дверь — доступ в палату перекрыли.

По предположению Васильевой, медики тогда находились под давлением, из-за чего отказывались сотрудничать с представителями Навального. Также она писала, что симптомы оппозиционера соответствуют острому токсическому кератоконъюнктивиту, дерматиту и общей интоксикации. Официально в организме Навального никаких отравляющих веществ тогда не нашли.

* Включен в РФ в список террористов и экстремистов.

** Признаны в РФ иноагентами.

Еще по теме