Толкни падающего

22.07.200200:00

Начало прошедшей недели принесло долгожданную сенсацию: 15 июля на ведущих мировых биржах курс американского доллара со свистом пролетел мимо отметки 1 евро и продолжил свой путь дальше вниз. Неофициальный счет в соперничестве двух крупнейших мировых валют сравнялся – 1:1. В 2000 году, когда евро только появился на свет, его курс был чуть выше американской валюты. Однако очень скоро доллар, использую инерцию американского инвестиционного бума конца 90-х, догнал и обогнал новичка. Ждать реванша европейцам пришлось почти два с половиной года. Впрочем, произошедший на валютном рынке переворот вряд ли может дать ЕС повод для гордости. По мнению экспертов, это не сага о сильном евро, а трагедия слабого доллара.

Валютные рынки считают очень важным достижение валютными курсами подобных психологически значимых отметок. После того как Рубикон паритета пройден, по мнению некоторых валютных экспертов, темпы падения доллара по отношению к евро и японской иене могут даже возрасти. Тем более что никаких причин, препятствующих такому развитию событий, на горизонте пока не видно – курс доллара по-прежнему завышен, а экономические новости из-за океана продолжают огорчать инвесторов. Дефицит текущего платежного баланса США достиг 4% ВВП. Для страны, недавно выбравшейся из рецессии, это чересчур. Зависимость американской экономики от притока иностранного капитала в последние годы достигла такого масштаба, что падение курса доллара могло быть легко спровоцировано простым замедлением скорости его поступления. Громкие скандалы, связанные с фальсификацией отчетности крупнейших американских корпораций, сыграли в этой ситуации крайне негативную роль. Иностранные инвесторы не только приостановили новые инвестиции, но и начали выводить капиталы с американского фондового рынка. Как следствие вслед за уровнем доверия рухнул американский доллар.

Снижение курса доллара и укрепление евро является плохой новостью для российского правительства и хорошей – для отечественной экономики. Причина этого парадокса лежит в структуре внешнего долга и валютных резервов страны. Дело в том, что 24% суверенного долга России деноминировано в евро ($34 млрд из $130 млрд). Увеличение стоимости этой части долга означает для Минфина рост расходов по процентным платежам минимум на $350 млн. Параллельно происходит обесценивание золотовалютных резервов ЦБ, которые на 90% деноминированы в долларах. По оценке экономического советника президента Андрея Илларионова*, это уже привело к потере около $300 млн. Впрочем, судя по всему, убытки в $650 млн – не тот повод, по которому в правительстве принято беспокоиться. На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «укрепление евро не является поводом для изменения политики формирования золотовалютных резервов» и что «в крайнем случае, денег в бюджете хватит».

По мнению аналитиков, уверенность чиновников основывается на следующих расчетах. Во-первых, вырастут доходы от деноминированных в евро экспортных тарифов на нефтепродукты. Ориентировочный размер дополнительных доходов по этой статье оценивается в $120 млн – $140 млн. Во-вторых, увеличится общая налоговая база экономики за счет роста импортозамещающих отраслей. Из-за укрепления евро товары из ЕС подорожали с начала года приблизительно на 10%, и если эта тенденция продолжится, очень скоро они потеряют свою привлекательность для массового потребителя.

Если учесть, что ЕС является основным торговым партнером России, это создаст дополнительные возможности для российских конкурентов европейских поставщиков. Главным образом выиграют предприятия пищевой, легкой промышленности и сферы услуг. Позитивный эффект проявится и в экспортной сфере экономики. Как рост евро будет выдавливать импорт, так удешевление доллара будет повышать конкурентоспособность российских товаров, цены на которые традиционно устанавливаются в долларах. Как видно, общий баланс плюсов и минусов можно в целом свести к положительным итогам.


* признан в России иноагентом.