Только через кассу

Так уж повелось во властных структурах России, что разговоры о необходимости устранить бюрократические барьеры для малого и среднего бизнеса заканчиваются, наоборот, усилением административного контроля. 28 июня этого года вступает в силу новый федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники» (ККТ), подписанный президентом в мае.

Согласно закону все организации и индивидуальные предприниматели обязаны использовать в наличных денежных расчетах (при продаже товаров и оказании услуг) контрольно-кассовые аппараты. Этим отменяется прежний порядок расчетов, когда сделки стоимостью менее 60 000 руб. можно было оформлять посредством бланков строгой отчетности (например, в тех случаях, когда в организации отключали электричество или ломался кассовый аппарат). Впрочем, как заявил в интервью журналу «Главбух» замначальника департамента организации налогового контроля МНС Владимир Коротяев, «я думаю, появится документ, который все же разрешит работу без контрольно-кассовых аппаратов в экстренных случаях». Как бы то ни было, российский бизнес получил еще один осложняющий жизнь регламент. Исключения в новом законе сделаны лишь для розничной торговли прессой, почтовыми марками, лотерейными и проездными билетами, мороженым, предметами религиозного культа, а также любой торговли на открытых прилавках – в этих случаях ККТ не требуется.

«Надеюсь, что новый закон нас не затронет, – сказал «Ко» гендиректор крупной московской дистрибуторской компании, пожелавший остаться неназванным. – Все продажи мы осуществляем либо через кассовые аппараты, либо по безналичному расчету. Но сейчас мы все-таки проверяем соответствие нашей деятельности этому закону».

Законом о ККТ Госдума озаботилась в 2000 году, когда центр экономической конъюнктуры при правительстве России порекомендовал разработать ряд мер «для успешного продолжения экономических преобразований», среди которых значились «усиление контроля за соблюдением организациями порядка работы с денежной наличностью» и «расширение прав налоговых органов по контролю за использованием контрольно-кассовых машин». Первое чтение законопроекта состоялось в мае 2000 года, третье – лишь в этом году. В марте 2002-го проект был отклонен Советом Федерации и дорабатывался на согласительной комиссии. Основные изменения коснулись порядка расчетов по платежным картам, вопросов контроля ККТ в кредитных учреждениях и списка исключений. В апреле этого года Госдума закон приняла. Примечательно, что воздержались или голосовали против лишь фракции СПС и «Яблоко». А наиболее активными сторонниками закона (по числу голосовавших «за») оказались «Единство», ОВР и КПРФ.

Какими реальными мотивами руководствовались депутаты, остается только догадываться. Новый порядок денежных расчетов никак не повлияет на платежи «черным налом». Кто выиграет от принятия закона, так это производители кассовых аппаратов, у которых, несомненно, резко возрастет число заказов. Тем более что в законе есть еще один хитрый пункт – с января 2004 года можно будет использовать только аппараты, оснащенные так называемой фискальной памятью («комплексом программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и долговременное хранение информации»). К тому же, как ожидается, государственный реестр разрешенной к применению ККТ будет сокращен. По словам Владимира Коротяева из МНС, «сейчас в реестре более 160 моделей, столько просто не нужно». Так что новый закон вполне можно считать оригинальной попыткой поддержать научно-технический потенциал страны: очень многие модели ККТ разрабатываются и производятся в госкомпаниях – конструкторских бюро и НПО. Конечно, что-то перепадет и частным фирмам. Но в целом средний и малый бизнес получит новую головную боль.