Top.Mail.Ru
архив

Только между нами

АФК «Система» вошла в число совладельцев «Связьинвеста», выкупив у кипрской компании Mustcom 25% плюс одну акцию холдинга за $1,3 млрд. Конкуренцию «Системе» пытался составить «КИТ Финанс», который скупает акции холдинга в интересах компании «Лидер», управляющей резервами «Газфонда». Инвестбанк предлагал за блокпакет «Связьинвеста» $1,4 млрд деньгами и акциями «Газпрома». Однако владелец акций Леонард Блаватник предпочел заработать на $100 млн меньше, но отдать наследство Джорджа Сороса в руки Владимира Евтушенкова.

Консорциум Mustcom был образован в 1997 году американским миллиардером Джорджем Соросом, которому удалось выиграть приватизационный конкурс и выкупить у государства блокпакет «Связьинвеста» за $1,875 млрд. За шесть лет стоимость акций снизилась более чем в три раза, и Сорос был вынужден признать эту сделку худшей в его жизни. С 2004 года он предпринимал попытки избавиться от неудачного вложения. Но ни АФК «Система», ни «Альфа-групп», ни «Телекоминвест» два года назад не решились выкупить убыточный актив. Теперь консорциум Mustcom продан с невиданным дисконтом корпорации Access Industries, принадлежащей американскому бизнесмену с российскими корнями Леонарду Блаватнику. Сорос на продаже Mustcom потерял $1,250 млрд.

Блаватнику в отличие от Сороса на «Связьинвесте» удалось заработать $700 млн. Нынешняя сделка с акциями «Связьинвеста» была проведена через компанию «Комстар-ОТС», подконтрольную АФК «Система». Компания за $900 млн приобрела у Mustcom 17,3% бумаг «Связьинвеста», еще 7,7% были куплены «дочкой» МГТС – MGTS Finance S. A. На нее оформлены 11,06% акций «Комстар-ОТС», на покупку которых Блаватник получил опцион. Этот пакет может быть выкуплен в течение года по цене $6,97 за бумагу ($322 млн).

«Комстар-ОТС» давно проявляет интерес к покупке акций «Связьивеста», имеющего доступ к «последней миле», что позволяет реализовать платное ТВ, Интернет, другие высокотехнологичные услуги», – говорит аналитик ФК «УралСиб» Константин Белов. Но сделка, по его словам, не дает права на управление, и отдачи от нее нужно ждать только в случае либо приватизации холдинга, либо реализации недавней идеи МЭРТ о его реструктуризации и превращении из управляющей структуры в полноценную телекоммуникационную компанию. В этих случаях, считает Белов, у компании «Комстар-ОТС» есть шанс получить влияние и оперативный контроль, а также удобную площадку для развития бизнеса. «Когда это произойдет, предсказать сложно. Возможно, у «Комстар-ОТС» есть какая-то инсайдерская информация по этому поводу, которая именно сейчас подтолкнула к этой покупке, но нам она неизвестна», – резюмирует Белов.

«В отрасли все, что касается «Связьинвеста», похоже, делается на основе инсайдерской информации. Я думаю, что Блаватнику было что-то известно о планах на реструктуризацию или приватизацию. При этом он не понимает, как изменится ситуация в этом случае, но знает, что его влияние будет «размыто». Он уже достаточно заработал на компании, чтобы согласиться на такую сделку, – в свою очередь добавляет аналитик МДМ-банка Елена Баженова. – «Связьинвест» был продан «Комстару» с подачи государства. «Газпром» вполне мог позволить себе эту покупку, но он далек от телекоммуникационного бизнеса, а у «Системы» здесь накоплен большой опыт. Для государства это более удобный партнер». Баженова также уверена, что кроме «кэша» и опционов были еще какие-то внутренние политические договоренности, которые повлияли на выбор покупателя.

Еще по теме