Top.Mail.Ru
архив

Томас Штайн: «В России мы еще не начали нормально продавать музыку»

На прошлой неделе Москву посетил Томас Штайн - вице-президент концерна BMG International по Центральной и Восточной Европе. Это едва ли не первый визит в Россию менеджера аудиобизнеса такого ранга - человека, определяющего политику одной из пяти крупнейших аудиокомпаний мира на территории континентальной Европы. В каком-то смысле визит является добрым знаком: видимо, состояние нашего аудиорынка не настолько плачевно, чтобы окончательно поставить на нем крест. В то же время состояние мирового аудиобизнеса в целом вызывает сейчас определенные опасения: новые технологии могут полностью разрушить устоявшуюся схему продажи музыкальной продукции и подорвать позиции звукозаписывающих компаний. В ходе визита Томас Штайн провел переговоры с руководством вновь создаваемой Российской ассоциации аудиопроизводителей и пообщался с музыкальными журналистами Москвы. Корреспонденту «Ко» удалось побеседовать с Томасом Штайном.

«Ко»: Отличается ли ситуация на российском аудиорынке от ситуации в Восточной Европе в целом?

Томас Штайн: И да и нет. С одной стороны, проблема номер один во всех странах - это пираты. С другой стороны, в таких вопросах, как доля компакт-дисков в структуре музыкального рынка или доля местного репертуара, - ситуация во всех странах разная. BMG - Bertelsmann Music Group - одна из пяти крупнейших музыкальных компаний мира. Среди артистов, работающих с BMG, - Уитни Хьюстон, Дэвид Боуи, Энни Леннокс, ZZ Top и многие другие звезды мирового масштаба. В состав BMG входят такие аудиокомпании, как RCA, Ariola, Arista и др. Сводный каталог BMG насчитывает около 17 тыс. наименований альбомов. Сеть фирм, совместных предприятий и объединений, входящих в BMG, охватывает более 40 стран мира. Доля BMG на мировом музыкальном рынке - от 13 до 20 % (в зависимости от страны). Помимо музыкальной индустрии в сферу интересов BMG входят телевидение, радио, кино, производство компакт-дисков. 1 сентября 1995 года для изучения ситуации на местном рынке было открыто представительство BMG в России. Главной задачей представительства на сегодняшний день является построение структуры, ориентированной на продажу импортной музыкальной продукции. В дальнейшем планируется также работа с локальным репертуаром.

«Ко»: В России уже несколько лет существует представительство BMG. В какой форме вы осуществляете свое проникновение на рынок других восточноевропейских стран?

Т.Ш.: Формы могут быть разными. Мы можем открывать там свои дочерние компании или просто устанавливать тесные контакты с местными дистрибуторами - все зависит от развитости музыкального рынка той или иной страны. В Восточной Европе, как и во всем мире, мы всегда стремимся работать с локальным репертуаром, и мне кажется, что нам удается успешно конкурировать на рынке с местными звукозаписывающими компаниями. Я допускаю, что политика BMG по отношению к России не была изначально правильной: мы в свое время ограничили свое присутствие здесь созданием представительства корпорации. В любом случае, несмотря на все трудности у вас в стране, мы совместно с российскими партнерами ищем способы более глубокого проникновения на российский рынок.

«Ко»: Как известно, в России музыкальный рынок живет сейчас в первую очередь продажей аудиокассет. Кроме того, появилась дешевая аппаратура, позволяющая копировать компакт-диски без потери качества. Считаете ли вы, что время кассет уже сочтено?

Т.Ш.: Соотношение продаж компакт-дисков и кассет на музыкальном рынке в первую очередь зависит от среднего дохода жителей той или иной страны. Скажем, в Германии еще несколько лет назад доля кассет на рынке составляла 90%, компакт-дисков - - 10%; сейчас соотношение обратное. Нам кажется, что будущее все-таки за компакт-дисками; это на сегодняшний день наиболее качественный и удобный для пользователя формат. Что же касается аппаратуры, осуществляющей копирование с диска на диск, то ее наличие представляет сейчас серьезную угрозу для нашего развития. Мы ищем какие-то технологические средства защиты, но оптимальное решение пока не найдено. Сейчас на Западе уже появляются почти профессиональные группы людей, которые копируют диски и распространяют их в школах, колледжах и т.д. В прошлые выходные я ездил кататься на сноуборде, и рядом со мной на подъемнике ехали два школьника. Один говорит: «Видишь этот диск? Я на нем заработал 100 марок - переписал его 10 раз и продал по 10 марок за копию». Этих ребят уже вполне можно назвать пиратами. Но в России другой уровень пиратства и другие проблемы.

«Ко»: Сейчас все больше музыки распространяется через Интернет; появились файлы формата MP3 и недорогие устройства, позволяющие переписывать музыку из сети. Собираетесь ли вы как-то бороться с этим? Или же наоборот - вы будете усиливать свое присутствие в компьютерных сетях?

Т.Ш.: Нам в России надо сначала разобраться с пиратами и начать в нормальных объемах продавать СD. А уже потом будем говорить о музыке в Интернете. На самом деле в этом кроется большая опасность для всей индустрии в целом. Сейчас несколько крупнейших аудиокомпаний разрабатывают технологию STMI, позволяющую предотвратить копирование музыки из Интернета. Впрочем, во всем этом есть и позитивная сторона. Распространение музыки через сеть - очень эффективный маркетинговый инструмент, и именно в этом качестве мы должны его использовать. Запретить это невозможно, поэтому нам придется учиться использовать Интернет для рекламы и для более эффективных продаж нашей продукции.

Визит Томаса Штайна не был чисто ознакомительным. У BMG в России весьма обширные планы. Уже заключен первый контракт с российским артистом: берлинская компания Turbo Beat, входящая в концерн BMG, подписала контракт на три альбома с певицей Линдой. Не за горами создание в России музыкального издательства BMG, которое будет распоряжаться на российской территории правами на использование принадлежащих концерну музыкальных произведений. Кроме того, вполне вероятно, что изменится и статус российского представительства BMG - не исключено, что российская компания в обозримом будущем получит статус эксклюзивного дистрибутора, а затем и права на издание в России некоторых артистов из каталога BMG. Отечественный производитель пока может не беспокоиться - монстры мирового аудиобизнеса лишь обдумывают, что же им делать с необъятным российским рынком. Но, судя по визиту Томаса Штайна, процесс обдумывания движется семимильными шагами.

Еще по теме