Top.Mail.Ru
архив

Топливо для инфляции

Весенний скачок цен на бензин, уже ставший в России традиционным, в нынешнем году оказался особенно резким. С середины марта стоимость наиболее популярных марок топлива выросла в среднем на 7%. В результате в конце апреля цена литра «народного» Аи-92/93 на большинстве столичных заправок равнялась 12,40 руб. Стоимость Аи-95 достигла 13,50 руб., а Аи-98 превысила 14 руб. за литр. «Кислый привкус» новых цен на бензин, с которым первыми познакомились автомобилисты, наверняка скоро придется почувствовать и покупателям других товаров. Тем более что произошедшее повышение цен вполне может обозначить собой долгосрочную тенденцию.

Эксперты выделяют несколько факторов, спровоцировавших рост цен на горючее. По мнению аналитика инвестиционной компании АВК Марии Радиной, значительную роль в этом сыграли макроэкономические условия. В первую очередь укрепление рубля, которое продолжается больше года и уже привело к существенному росту затрат нефтяных компаний. Так, у ЮКОСа за 9 месяцев 2003 года общие затраты на баррель переработанной нефти выросли на 32,1%, хотя объемы переработки увеличились лишь на 21,7%. Вторым важным обстоятельством, по словам Радиной, является повышение спроса на бензин. Экономика растет, перевозки увеличиваются. В то же время мощности по выпуску нефтепродуктов загружены до предела, но их модернизации или расширения не проводится.

Ведущий специалист отдела нефти и нефтепродуктов АФИ «Консультант» Александр Ляпунов на первое место среди определяющих факторов в этом вопросе ставит рекордные цены на нефть и как следствие рост экспорта. «При таких высоких мировых ценах на нефть компаниям выгоднее ее вывозить за границу, чем поставлять на российские НПЗ», – считает эксперт. Если мировые цены не снизятся – а шансов на это из-за незатихающей войны в Ираке все меньше – предложение нефти на внутреннем рынке будет сокращаться.

Но на росте цен сказались и исключительно российские обстоятельства. С 1 января бензиновые акцизы поднялись на 12%, выросли железнодорожные и энерготарифы, ставки аренды за землю и т.д. При этом цены на топливо в зимние месяцы практически не увеличивались, так как потребление почти полностью удовлетворялось за счет запасов топлива, накопленных до роста издержек. Весной резервы подошли к концу, к тому же некоторые НПЗ встали на ремонт – в частности, ярославский и омский НПЗ. Частично не работали московский, уфимский, нижегородский и другие заводы. В это время, как обычно, подскочил спрос в связи с началом посевной и дачного сезона. В результате спрос увеличился, а предложение уменьшилось. Эта сумма обстоятельств и стала причиной быстрого и резкого роста цен.

Несмотря на то что после пуска заводов цены могут стабилизироваться, вряд ли стоит расслабляться потребителям горючего. В конце апреля Совет Федерации утвердил Закон об увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при разработке нефти, а также ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. В результате, по прогнозам Минфина, дополнительные доходы федерального бюджета в расчете на год могут составить от 15,6 млрд руб. до 98,9 млрд руб. Столько же, очевидно, недополучат в сумме все российские нефтяные компании. В этих обстоятельствах наиболее вероятной стихийной коллективной реакцией станет повышение цен с целью переложить часть налогового бремени на потребителей. В результате, как полагает министр финансов Алексей Кудрин, рост цен на бензин в 2005 году может составить около 3%. По словам его зама Сергея Шаталова, вероятное повышение цен будет отчасти нивелировано, поскольку «высокие экспортные пошлины на нефть частично защищают внутренний рынок, оставляя на нем больше продукта, и тем самым способствуют стабилизации стоимости бензина внутри страны». Однако большинство опрошенных «Ко» экспертов склоняются к тому, что рост цен на бензин может превысить 6%.

Еще по теме