Торговля возвращается в офлайн

10.06.202016:59

В российских регионах постепенно снимается режим ограничений. Оборот оффлайн-ритейла уже начинает расти. Как подсчитали в компании «Эвотор», выручка магазинов, принадлежащих малому и среднему бизнесу на последней майской неделе, достигла 69% от довирусных показателей. В семи регионах страны торговля вышла на уровень, сопоставимый с началом марта, а в Мордовии, Адыгее и Ленинградской области даже превысила его, хотя к работе вернулись еще не все предприятия.

В целом по стране открылись уже 64% торговых точек МСБ от числа предприятий, занятых в ритейле в марте. В Мордовии, где возобновили работу только 55% точек, оборот стал выше докризисного на 15%, в Ленинградской области показатели выше мартовских на 4% при открытии 86% магазинов.

В Москве первый же день снятия ограничений 1 июня показал удвоение дневного оборота малых и средних предприятий.

Согласно данным «Эвотора», статистика онлайн-касс показывает, что за последнюю неделю мая сильнее всего вырос оборот магазинов сантехники ― на 43 п.п. до 86% от докризисного, ателье на 32 п.п. до 51%, ветклиник ― на 10 п.п. до 79%, пекарен на 10 п.п. до 61%. Также росли обороты столичных алкомаркетов ― на 9 п.п. до 64% от начала марта, табачной розницы ― на 6 п.п. до 43%, супер-минимаркетов ― на 5 п.п. до 44% и пивных магазинов ― на 5 п.п. до 81%.

«С 1 июня в столице разрешили работать непродовольственной рознице, химчисткам, автосалонам, домам быта. Оборот московского МСБ за 1 июня увеличился практически в два раза к среднедневному на прошлой неделе, а по количеству работающих торговых точек ― в полтора раза, — отмечает генеральный директор ИТ-компании «Эвотор» Андрей Романенко. — По итогам недели эти данные, конечно, будут корректироваться, но они являются индикатором восстановления деловой и покупательской активности московского МСБ».

О постепенном восстановлении работы столичного малого и среднего бизнеса говорят и в оперативном штабе по экономическим вопросам. По данным штаба, за прошлую неделю среднесуточный оборот таких компаний достиг 3,8 млрд рублей, это на 4,6% выше показателей предыдущей недели. Растет и товарооборот — в конце мая он превышал цифры аналогичного периода прошлого года.

Профессор базовой кафедры торговой политики в РЭУ им. Плеханова, эксперт ТПП РФ Вячеслав Чеглов полагает, что значительный рост цифр обеспечен, с одной стороны, тем, что люди поспешили в магазины. В секторе непродовольственных товаров возник неудовлетворенный спрос. Кроме того, у многих покупателей кобрендинговые или кэшбек банковские карты и клиенты хотят получать бонусы, ради чего готовы даже посещать магазины. С другой стороны — база реальных продаж стала ближе к тому, что бизнес отражает в чеках.

«Во время карантинных мероприятий большинство компаний онлайн-торговли, кроме самых крупных, работали на черном нале, и большая часть выручки прошла мимо касс», — отмечает Вячеслав Чеглов. Что касается непродовольственных товаров, понятно, что пойдет всплеск: люди будут покупать то, в чем нуждались последнее время. Плюс большинство будут переходить обратно на чековые расчеты, расплачиваться картами.

В FMCG-секторе после огромного ажиотажа и значительного роста нагрузки на 12-14 неделях 2020 года ситуация выровнялась и в целом сейчас близка к сезонной норме. «Восстановление видим в канале парфюмерий и дроггери — из-за закрытого на карантин оффлайн ритейла в период самоизоляции, когда интерес аудитории к красоте снизился: этот сегмент ритейла показывал заметные минусы по сравнению с 9-й «доковидной» неделей. Но на 20 неделе 2020 года мы увидели отскок вверх, практически на уровень до эпидемии», - комментирует руководитель ритейл-сектора в отделе исследований потребительской панели GfK Rus Виктория Давитаиа.

Назвать точное время выздоровления ритейла эксперты, опрошенные «Ко» затрудняются.

В Российском совете торговых центров отметили, что срок восстановления отрасли очень ориентировочно можно оценить в 9-15 месяцев, так как старт процесса был не похож ни на европейский, ни на азиатский сценарии. При этом прогнозы для регионов и столицы не сильно отличаются, хотя перезапуск не будет синхронным.

Вячеслав Чеглов отмечает два фактора, которые будут влиять на сроки восстановления ритейла. Один из них — снятие всех ограничений. «Можно предположить, что все торговые предприятия и общепит в стране запустят до 1 июля — даты, на которую назначено голосование по поправкам в конституцию, чтобы снять напряжение общества, поэтому в июле-августе будет происходить восстановление продаж, — подчеркивает эксперт. — Однако на него будет влиять фактор, действие которого отложено во времени — безработица, снижающая платежеспособный спрос. Без мер поддержки населения вряд ли мы достигнем того объема продаж, который был в 2019 году. Хотя в деньгах мы сможем увидеть рост за счет удорожания товаров, так как после первого июля инфляция, вероятно, будет нарастать».

На столичном рынке рост будет подвержен традиционным сезонным факторам. В продуктовом ритейле традиционно с началом отпускного сезона продажи уменьшаются — в июне показатели всегда меньше мая, июль — самый провальный и только в 20-х числах августа начинается постепенный рост. В этом году возможности для путешествий существенно ограничены, так что часть москвичей останется летом в городе и падение продаж будет чуть меньше, чем обычно. Спрос частично уже переместился в Подмосковье, так как, по оценке Минздрава, до 1 миллиона жителей столицы «отсиживались» в Московской области, где в маленьких магазинчиках даже наблюдались подзабытые россиянами очереди.