Top.Mail.Ru
архив

Трактором по кризису

 Кризис привел к переделу российского рынка сельскохозяйственной техники. Здесь появляются новые лидеры, а ведущие игроки начинают терять свои позиции.
   По прогнозам аналитиков, спад производства отечественной сельхозтехники в этом году составит около 50%. К концу 2008 года ее производство снизилось в несколько раз. Выпуск комбайнов в первом полугодии 2009-го по отношению к аналогичному периоду 2008 года сократился с 4280 до 4008 штук, производство тракторов уменьшилось в 2,16 раза - с 8730 до 4048 машин.
   Тем не менее, ситуация меняется в лучшую сторону. Рост сельхозпроизводства в России в первом полугодии составил 4,5%. Снижение спроса со стороны фермеров к началу нового сельскохозяйственного года ниже прогнозируемого. Выпуск тракторов в апреле по сравнению с мартом вырос более чем в два раза. "Производство колесных тракторов за первые три месяца 2009 года показало положительную динамику, - отмечается в исследовании компании ID-marketing. - Хотя по сравнению с первым кварталом 2008 года объемы производства ниже в два раза. Это объясняется снижением производства ведущих предприятий. К примеру, Елабужский автомобильный завод (ЕлАЗ) снизил производство колесных тракторов в первом полугодии 2009 года на 77,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе и феврале этого года заводом не было произведено ни одного трактора, хотя в прошлом году ЕлАЗ был лидером отрасли".
   Практически все предприятия в I квартале 2009-го сократили производство по сравнению с I кварталом 2008-го. Исключение - "Уралвагонзавод", его ежемесячные темпы прироста составили 6,7%. Лидером же по выпуску колесных тракторов в первом полугодии стало ОАО "Сарэкс". В прошлом году компания произвела 4000 тракторов, в этом году она планировала произвести 4800 тракторов, однако планы изменились - в 2009 году с конвейера должно сойти 5000 тракторов. Дело в том, что в то время, когда многие производители практически не занимались модернизацией производства, "Сарэкс" запустил новую линию, которая выпускает модель универсального трактора МТЗ-826. Машина была специально разработана для российского рынка, усилен передний мост и заднее гидронавесное устройство. Сильно изменился внутренний и внешний дизайн, внутри даже появился кондиционер. Спрос на такую модель серьезно вырос.
   Вполне возможно, что в условиях кризиса новым лидерам предстоит еще более серьезно перекроить рынок сельхозтехники. Дело в том, что импорт занимает значительную долю этого рынка, однако в связи с девальвацией рубля ввозная продукция подорожала на 30%, в то время как цены на российскую технику не выросли. К примеру, 826-я модель трактора стоит около 750 000 руб. За такие деньги сегодня можно купить лишь подержанную импортную технику.