Top.Mail.Ru
политика

Трамп: как это разгуглить?

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

«Если не сейчас, мы можем потерять следующую волну инноваций, и американцы, возможно, никогда не увидят следующий Google», — аргументирует заместитель генпрокурора Джеффри Розен подачу антимонопольного иска к одной из крупнейших технологических корпораций мира. 20 октября минюст США предъявил претензии Google, обвинив компанию в монополии на онлайн-поиск и рекламу.

В чем Google хром

Истцы утверждают, Google платит миллиарды долларов в год производителям гаджетов — Apple, LG, Motorola и Samsung, а также разработчикам браузеров Mozilla и Opera, чтобы они ставили поисковую систему Google по умолчанию, и во многих случаях запрещают им сотрудничать с кем-то другим. В результате, утверждается в иске, «Google контролирует примерно 80 процентов общих поисковых запросов в США».

В поддержку федерального иска уже выступили одиннадцать генеральных прокуроров штатов, власти еще семи штатов, включая Нью-Йорк, могут сделать это в ближайшее время. Иск имеет выраженную партийную направленность: во всех присоединившихся к иску штатах генеральные прокуроры — республиканцы.

Google пытается отбиваться — пока не в суде, но в публичном поле. Руководство компании назвало иск «глубоко ошибочным» и апеллирует к тому, что от потенциального раздела бизнеса пострадают многочисленные пользователи.

Старший вице-президент Google Кент Уокер отмечает: «Люди используют Google, потому что они хотят, а не потому, что вынуждены или не могут найти альтернативы».

По его мнению, ограничения работы Google приведут к появлению на рынке сервисов низкого качества и удорожанию смартфонов.

Кент Уолкер подчеркивает, что в желании стать поисковой системой по умолчанию на различных устройствах нет ничего удивительного: Google действует точно так же, как бренд мюсли, который платит ретейлеру за то, чтобы тот выставил продукт с истекающим сроком хранения на полку повыше, на уровне глаз потребителя.

Это первый столь «дорогой» прецедент на американском IT-рынке, хотя Дональд Трамп и раньше резко высказывался в адрес технологических гигантов. Он, например, обвинял, правда, бездоказательно, Google в помощи Хиллари Клинтон на прошлых президентских выборах и в дружбе с китайским бизнесом. Накануне новых президентских выборов в США претензий становится все больше. У антимонопольщиков есть вопросы также к Apple, Facebook и Amazon.

Руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников уверен, что тема политизирована и к бизнесу отношения не имеет — в атаке на Google видна обида республиканцев на политику компании в отношении ранжирования контента.

Политические причины в войне с «монополиями» видит и IT-обозреватель Марина Эфендиева.

«Судя по доступной на сегодня информации, сама по себе поисковая монополия Google, как и возможности пользователей выбирать сервисы, и приватность данных, волнуют минюст и американских сенаторов в последнюю очередь. Во главе угла — борьба за влияние, — считает Марина Эфендиева. — Антимонопольные разбирательства могут длиться годами, а заканчиваться — либо ничем, как это уже было с Google несколько лет назад, либо посильными штрафами».

Песня TikTok спета

Если все-таки представить, что Google признают монополистом и обяжут играть по правилам «конкурентного рынка», у компании есть множество возможностей для маневра. Примеры антимонопольных разбирательств в Европе показывают, что интернет-гигант просто вносит некие формальные изменения в свою политику. Меняет условия для партнеров, предоставляет конкурентам те или иные способы продвижения, а пользователям — видимость выбора.

«Конечно, у американской компании Google гораздо больше способов защититься на родном рынке, чем у того же китайского TikTok, — считает Марина Эфендиева. — Поэтому вряд ли власти смогут продавить разделение бизнесов Google. И первый аргумент, который использует компания, — интересы пользователей, которые хотят получать качественные сервисы».

К числу пострадавших в случае, если раздел все-таки произойдет, аналитик агентства MForum Алексей Бойко относит не только миллионы пользователей услугами Google, но несколько миллиардов жителей планеты.

«Любые искусственные препятствия, создаваемые на пути столь значимой и динамично развивающейся корпорации, необходимость их преодоления снижает доходность бизнеса Google, снижает инвестиционные возможности корпорации, заставляет менеджмент расфокусироваться, отвлекаться от развития технологий и услуг. Построить такие сервисы и такой бизнес, как у Google — невероятно сложно, разрушить корпорацию намного легче, хотя в Google сидеть сложа руки вряд ли будут», — говорит Алексей Бойко.

Иск может привести к тому, что браузер Chrome станет отдельным продуктом, рекламный бизнес приобретет автономию и на рынок выйдет еще несколько компаний от Google.

«Сейчас на американском рынке Apple получает от 8 до 12 млрд долларов за счет разделения доходов от контекстной рекламы с Google. Эти деньги будут под вопросом, если произойдет изменение бизнес-практики», — напоминает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

И все же борьба чиновников с Google — это не однозначно плохо.

Разделение компании Google потенциально дает шанс подняться другим участникам рынка. А здоровая конкуренция дает шансы для ускорения развития.

Гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков предполагает, что негативное отношение антимонопольных органов США и других стран мира к крупнейшим технологическим компаниям будет набирать обороты, потому что их доминирование губит саму возможность появления национальных игроков на этом рынке.

«Колдунщики "Яндекса"»

«Отрадно, что власти США решили не на словах, а на деле защищать конкуренцию в цифровой среде. Сам факт того, что монополия на рынке интернет-поиска позволяет злоупотреблять доминирующим положением в ущерб остальному рынку и потребителям, уже давно не секрет. Хочется верить, что и в России государство перестанет стоять в стороне от аналогичной проблемы. Ведь у нас свой поисковик номер один — «Яндекс», и он также не первый год продвигает собственные сервисы, манипулируя результатами поисковой выдачи и нанося вред конкуренции в цифровой среде, не хуже своего американского аналога», — отмечает Игорь Наймушин, исполнительный директор IT-коалиции. Она объединяет восемь сервисов, подавших жалобу в ФАС в августе этого года. Решение антимонопольного ведомства ожидается 5 ноября.

По словам Игоря Наймушина, «Яндекс» занимает порядка 60 % отечественного поискового рынка. При этом он оперирует и на других рынках: продажа и аренда квартир, билетов и туров, поиск услуг и т.п. — ему принадлежит около 80 сервисов. Для их продвижения компания использует в том числе форматы, недоступные другим игрокам рынка — так называемые колдунщики.

Предприниматели доказывают, что поисковик, владеющий монополией, делает так, что в поисковой выдаче сервисы независимых игроков рынка оказываются далеко внизу, а то и не на первой странице. Чем ниже результат, тем ниже трафик, тем ниже CTR (click-through rate), тем меньше посетителей, тем ниже выручка.

Таким образом компания «Яндекс» использует свое монопольное положение на одном рынке (рынке поиска) для давления на другие рынки (продажи товаров и услуг). Но страдает от этого не только бизнес: если ранее алгоритмы искали наиболее подходящий пользователю ответ, то сейчас приоритет получают самые «оптимальные» с точки зрения самого поисковика сайты.

«Два года у нас продолжаются попытки ввести так называемый пятый антимонопольный пакет, он же — «цифровой», который должен актуализировать антимонопольное законодательство с учетом развития технологий, появления интернет-площадок, поисковиков, онлайн-магазинов и прочее, — рассказывает Игорь Наймушин. — К сожалению, сейчас в проекте под термином «платформа» стали пониматься исключительно транзакционные площадки (место, где осуществляются торговые операции, совершаются сделки). Фактически поисковики и соцсети совсем не попали под регулирование пятого пакета поправок».