Транспортная трансформация

В 2010 году Москва вошла в мировую тройку лидеров. Но в этом случае гордиться было нечем: российская столица замкнула глобальный топ-3 по длине пробок, по версии The Financial Times. Следующие 10 лет ушли на то, чтобы раз и навсегда покинуть этот рейтинг и полностью изменить транспортный ландшафт Москвы.

Транспортная «ностальгия» 2010-х — старые автобусы, убитые маршрутки, парковка повсеместно — на тротуарах и прямо на Красной площади. Город — одна большая чадящая пробка с ужасающей статистикой аварийности и смертности в ДТП. В метро — очереди за билетами, штурм вагонов в час пик, а до метро еще надо доехать в том самом старом автобусе или убитой маршрутке.

Но сегодня, сидя в кондиционируемом низкопольном электробусе, ностальгировать по автобусу 10-летней давности почему-то не хочется. Хочется думать о будущем — что нас ждет в городе еще через 10 лет. Например, регулярные речные перевозки. Будущее не такое уж дальнее: макет электрического речного трамвая пришвартован у причала Зарядья, а уже в 2022 году суда начнут курсировать по двум маршрутам: Фили — Киевский вокзал и Автозаводский мост — Печатники.

Реинкарнация популярного еще в прошлом столетии вида транспорта пройдет на новом технологическом уровне — современные электрические суда российского производства на аккумуляторных батареях, скорость, ноль выбросов, биометрическая оплата, Wi-Fi и USB-зарядки в салоне и места для парковки электросамокатов и велосипедов на палубе.

«Мы хотим создать удобный, предсказуемый и безопасный транспорт — 1,5 млн москвичей смогут передвигаться по Москве намного быстрее уже в 2022 году. Провозная способность каждого маршрута составит 15–16 тысяч пассажиров в день — это будет еще один важный элемент московского транспорта и удобная альтернатива личному автомобилю», — отметил глава дептранса столицы Максим Ликсутов.

Есть и другие альтернативы — все под стать городу будущего: беспилотные такси и трамваи, экологичные виды транспорта. В частности, уже в 2022 году начнут обкатывать водородный электробус, благодаря чему вместо выхлопов в окружающую среду будут попадать только тепло и пар. Кстати, по числу электробусов Москва уже сегодня превосходит все европейские столицы — их в городе уже почти 700.

Москва в 2019 году поставила мировой рекорд по интервалам движения метро — 90 секунд в течение всех часов-пик.

Несмотря на кризис, город активно инвестирует в строительство вокзалов, транспортно-пересадочных узлов, станций метро. Например, развитие системы скоростных трамваев позволит организовать перевозку пассажиров по хордовым направлениям к периферийным станциям метро и одновременно разгрузить метрополитен, который тоже продолжает разрастаться. За последние годы построено 60 станций, более 100 км новых линий, строится Большая кольцевая линия.

Эволюция транспортной системы столицы идет по пути магистрального рельсового транспорта: это основная коммуникационная тенденция любого мегаполиса. С 2010 года в Москве появилось более 150 новых станций рельсового транспорта.

Как рассказал на Московском урбанистическом форуме директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, в больших городах работают одновременно несколько систем рельсового транспорта — трамваи, метро, электрички. Удобно объединить эти виды транспорта, создав тем самым транспортный «каркас» мегаполиса, и есть одна из основных задач для власти, считает Блинкин.

Стратегическая цель Москвы — сделать к 2030 году так, чтобы 95 % горожан жили рядом со станциями метро, МЦК или МЦД. Так, запуск третьего, четвертого и пятого диаметров МЦД улучшат транспортную доступность для 5 млн человек. Но речь идет не только о количестве, но и о качестве сервисов.

Одной из особенностей собянинского плана «Город, удобный для жизни», принятого в конце 2010 года, стала организация «выделенок». Благодаря этому расписание наземного транспорта выдерживается на 98 %. Согласно статистике, это позволило пассажиру сэкономить 125 часов в год.

Но инициативы для изменения транспортной инфраструктуры исходят не только сверху. Столичный дептранс, демонстрирующий прежде небывалую для органов власти открытость, активно работает с обратной связью. В том числе ежегодно проводит «Марафон идей» для сбора предложений по улучшению ситуации на дорогах — от пассажиров, пешеходов, водителей, велосипедистов. Из поступивших в 2020 году 2 тысяч идей 262 были реализованы —в частности, открыто более 100 новых пешеходных переходов, поставлено 10 велопарковок и две станции велопроката, на 16 участках улиц изменена схема движения.

Еще одно решение транспортных проблем — шеринг. Москва уже сегодня входит в топ-10 мировых мегаполисов по распространению шеринговых сервисов — 9 млн жителей 89 районов столицы могут взять велосипед в городском прокате возле дома, метро и у других точек притяжения. Город разрабатывает веломаршрут «Зеленое кольцо» для 1 млн велосипедистов.

Цифровой транспорт

Для достижения поставленных в Москве целей недостаточно одних только технологических и производственных решений. Цифровые инструменты позволяют перевести решение этих задач на новый качественный уровень — как, например, дикий рынок такси в свое время был усмирен онлайн-агрегаторами.

Возможность для этого дает MaaS (англ. Mobility-as-a-Service — «транспортные средства как сервис») — концепция отказа от личного транспорта в пользу поставщика услуг перевозок. MaaS — это путь к единой транспортной системе, которая отражается в виде мобильного приложения. В нем можно будет осуществлять планирование маршрутов и покупку билетов. Причем работать эта система должна со всеми типами транспорта — от такси до самокатов.

За 10 лет количество погибших в ДТП в Москве снизилось в два раза: с 763 человек в 2010-м до 370 — в 2020-м. За это же время на треть снизилось число аварий с пострадавшими — с 11 757 до 7939 соответственно, а это значит, что Москва перевыполнила целевые показатели по снижению аварийности, которые были установлены президентским указом.

Сервисный подход позволяет разгрузить дороги от «лишних» автомобилей, уменьшить количество пробок и улучшить экологию, а в перспективе, с развитием «умных» городов, обеспечить огромные объемы данных, которые можно использовать для развития инфраструктуры города.

MaaS-платформа, запуск которой намерены провести в Москве уже в этом году, — не единственная цифровая инновация. По-настоящему революционным для всех мировых мегаполисов обещает стать внедрение биометрических способов оплаты проезда FacePay. Совсем скоро турникеты в метро и электробусах смогут узнавать пассажиров в лицо и автоматически списывать деньги со счета пользователя. А к 2030 году власти рассчитывают полностью перевести транспортную систему в цифру.

В результате Москва опять в топе мировых мегаполисов, но уже со знаком плюс — за комплексное развитие транспортной системы столица стала обладателем гран-при международной премии Global Public Transport Awards в Лондоне, а в индексе McKinsey заняла 1-е место в мире по эффективности работы городского транспорта.