Треть крупных компаний страдает от неплатежей контрагентов

Почти каждая третья крупная российская компания (37%) в третьем квартале текущего года столкнулась с неплатежами со стороны контрагентов. Степень серьезности проблемы выяснилась в результате опроса, который провел Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). 

Ранее на протяжении года на проблему неплатежей жаловались в среднем чуть более 20% компаний. В РСПП считают, что рост неплатежей вызван «некоторым ухудшением финансового состояния компаний, в том числе из-за снижения доступности заемных средств». При этом в союзе считают преждевременным говорить о негативном тренде по итогам лишь одного квартала, сообщает РБК.

По мнению заместителя председателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильян, проблема связана с высокой процентной ставкой. «Бизнесу, который не пользуется различными формами поддержки от государства, естественно, становится все сложнее привлекать денежные ресурсы. Ну и, соответственно, сложнее своевременно рассчитываться, потому что свободных средств не остается», — считает он.

По его словам, в России сложилась практика, что работодатели в первую очередь должны рассчитываться с работниками, «поскольку иначе приходит Генеральная прокуратура». В итоге бизнес вынужден накапливать кредиторскую задолженность.

Как отметил Данилов-Данильян, каждое повышение ключевой ставки не остается без  уверений в том, что «в результате этого экономика будет здоровее». Однако финансовые власти не учитывают неоднородность экономики. «Есть компании, которые активно пользуются государственной поддержкой или даже являются сами по себе государственными корпорациями, государственными компаниями или их "дочками", а есть частные компании, которые особо государственной поддержкой не пользуются и которые находятся в совершенно другой ситуации», — напомнил он.

По мнению инвестбанкира Евгения Когана, не весь бизнес страдает от высоких ставок. «Кому-то повезло с госзаказами, кто-то получает льготные кредиты, но остальные заплатят сполна, чтобы ЦБ удержал инфляцию», — говорит он.

Коган видит риск «массового закрытия и банкротства в первую очередь малого и среднего бизнеса» в случае, если высокая ключевая ставка ЦБ будет действовать долго.

По мнению директора ИНП РАН Александра Широва, на рост доли компаний, жалующихся на неплатежи, повлиял комплекс факторов и высокая ключевая ставка лишь один них. Роль сыграла  перестройка кооперационных и производственных цепочек и ограничения, которые связаны с экспортно-импортными операциями.

Широв отметил, что высокая инфляция не находятся в интересах бизнеса, поскольку ведет к росту оборотных расходов и затрат на фонд оплаты труда. При этом нынешние уровни реальной процентной ставки в экономике — ключевая ставка, скорректированная на уровень инфляции — эксперт считает беспрецедентными. «Одно дело, если инфляция высокая и ключевая ставка дает к ней +2 п.п., и другое дело, как сегодня, когда мы имеем фактически +12 п.п.», — сказал Широв.

Ранее директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова заявила, что в условиях значительных ограничений на рынке труда в России банкротства могут стать «благом для экономики». Из-за банкротства бизнеса произойдет перераспределение в пользу компаний, которые более эффективны, отметила она на встрече клуба молодых экономистов «Что будет дальше». Данилова заверила, что в Центробанке тщательно следят за тем, чтобы не возникло финансовой нестабильности.