Top.Mail.Ru
архив

Третье измерение

Выпускник «Бауманки», разработавший технологию трехмерного сканирования объектов, смог добиться внимания гигантов американской ИТ-индустрии. Создав компанию A4Vision, он стал в ней миноритарием в обмен на инвестиции. Но если эта технология будет принята в качестве стандарта идентификации в США, то даже небольшой пакет акций сделает Артема Юхина миллионером.

Основатель компании A4Vision Артем Юхин по внешнему виду и манере общения соответствует общепринятым представлениям о выпускнике MBA. Умный, свободный в манерах, прогрессивно мыслящий. В речи использует большое количество англицизмов и бизнес-терминологии. Однако Артем – выпускник «Бауманки» и скорее принадлежит к новой технической элите, чем к рафинированным менеджерам. Его иноземный «глянец» появился за годы управления собственной компанией с офисами в Женеве и Силиконовой долине. В его бизнес вложили свои личные средства глава Oracle Лари Эллисон и Энзо Торези, инвестировавший деньги в Microsoft, когда компания была еще мало кому известна. При этом технические решения, предложенные Юхиным, были оригинальны, но не более того. Нобелевская премия ему не «светила», а «хэдхантеры» из международных корпораций не охотились за ним. Секрет его успеха не столько в уникальности разработки, сколько в ориентации на глобальный рынок, готовности преодолеть культурный барьер и принять чужие правила игры.

 

Принцип «пяти миль»

 

A4Vision – типичный пример компаний нового поколения, не ограниченных рубежами государств и создающих ценности «из ничего». История фирмы началась с дипломной работы Артема Юхина, посвященной распознаванию трехмерных объектов. После окончания МГТУ имени Н.Э. Баумана в 1999 году Юхин и его партнер Андрей Климов получили патент на «бесконтактный оптический трехмерный сканер». Создав прототип устройства на базе старого фотоаппарата Olimpus, они решили найти зарубежных инвесторов. Сейчас они признают, что идея была наивной, хотя результат все же принесла.

Климов и Юхин несколько раз летали в Европу и США для выступлений перед представителями инвестфондов, на собрания «ангелов», то есть влиятельных бизнесменов, обеспечивающих поддержку перспективных начинающих компаний. Средства на эти поездки они получали от небольшой студии архитектурного дизайна, которую Артем создал еще студентом.

«Мы объездили много стран, делали по пять презентаций в день, – вспоминает Юхин, – установили контакты и встретились со многими потенциальными инвесторами: от частных лиц до самых крупных и известных венчурных фондов. Выбрали три предложения и затем около полугода вели переговоры».

В конце концов выбор пал на итало-швейцарский фонд MyQube. «Американцы предлагали почти в два раза больше денег, – рассказывает Артем Юхин, – но мы хотели работать в России. Фонды Силиконовой долины весьма консервативны. Они придерживались «принципа пяти миль». Это означает, что они не инвестируют в компании, центральный офис которых находится от них дальше, чем в пяти милях (это позволяет инвесторам неформально, но жестко контролировать ситуацию, лично заезжая «на чашечку кофе» – Прим. «Ко»)».

Если бы партнеры взяли деньги у американцев, то через полгода они остались бы ни с чем. В 2001 году эйфория по поводу электронного бизнеса сошла на нет. Кризис на бирже NASDAQ превратил слово e-business в ругательство.

Выбор швейцарцев в качестве инвесторов оказался более перспективным. A4Vision получила $1 млн на условиях seed finance (первоначальная стадия инвестирования, обеспечивающая превращение технологии в образец или малотиражный продукт – Прим. «Ко»). Одним из акционеров MyQube являлась группа Benetton. Изначально российские разработки планировалось использовать для создания «виртуальных примерочных» и проведения «виртуальных показов мод». Но Юхин и Климов быстро почувствовали, что это направление неперспективно, и занялись созданием трехмерных фотографий для клиник, специализирующихся на пластической хирургии. Другим направлением стало сотрудничество с разработчиками компьютерных игр, в частности, с компанией Activision – для создания трехмерных моделей лиц известных спортсменов в играх использовались разработки A4Vision.

Работа шла в очень жестком режиме. Каждый месяц представители MyQube заслушивали отчет фирмы и ставили новые задачи. В случае их невыполнения все инвестиции были бы заморожены. Кроме того, в течение года A4Vision должна была найти стратегических партнеров.

 

Мешок писем

 

Срок для поиска такого партнера для A4Vision пришелся на период, когда, как вспоминает Артем Юхин, «все не только никуда не инвестировали, но и пытались продать то, что у них есть, хоть в 100 раз дешевле». Ситуация была бы практически безвыходной, если бы A4Vision не удалось добиться внимания культовой фигуры Силиконовой долины – итальянца Энзо Торези. Он знаменит тем, что вкладывал деньги в Microsoft, когда компания только начинала развиваться. Торези представлял интересы MyQube в США.

«В общей сложности мы отправили Энзо около тридцати писем, – рассказывает Артем Юхин. – На первые он не отвечал. Потом ответил, что ему это не интересно. В конце концов он согласился встретиться. Я думаю, мы ему просто надоели».

Технологии A4Vision настолько впечатлили Энзо Торези, что он рискнул вложить собственные средства в компанию и сопровождал Юхина и Климова в road-show по США. В результате стратегическим партнером A4Vision стала фирма Logitech, которую заинтересовала технология, позволяющая распознавать лицо человека в двухмерном изображении, снимаемом веб-камерой. Это позволяет при проведении видеоконференций передавать только ту часть «картинки», на которой отображаются лица, отсекая изображение пространства. В результате картинка становится более «легкой» и передается даже по плохим каналам связи.

Это решение сейчас используется во всех веб-камерах, продаваемых Logitech. За каждую камеру A4Vision получает несколько центов роялти. Всего в мире уже продано 6 млн подобных камер.

В обмен на инвестиции Энзо Торези возглавил компанию. На пост генерального директора он пригласил вице-президента конкурирующей фирмы Identix Гранта Эванса. Юхин занял должность директора по технологии и разработке. У него и Климова остались акции, которые в сумме меньше блокирующего пакета. Юхин подчеркивает, что они как разработчики сохранили контроль над компанией. В то же время роль американского менеджмента в успехе предприятия велика, поскольку основным рынком сбыта являются США, а основные инвесторы и партнеры – транснациональные корпорации.

В результате сложилась распределенная по нескольким странам оргструктура, типичная для многих технологических компаний. Инженерная часть компании находится в России. За маркетинг и международное развитие бизнеса отвечает давняя знакомая Юхина – старший вице-президент Келли Ричдейл, которая работает в европейском офисе. Американцы занимаются продажами.

По мнению Анны Дворниковой, руководителя американской бизнес-ассоциации AmBAR, в которуювходят российские ученые, менеджеры ведущих международных корпораций, предприниматели и инвесторы, живущие в США, подобная структура оптимальна. «Успех A4Vision связан с тем, что компания перешла от разработок технологий к созданию готового продукта, на который есть спрос, – говорит Дворникова. – Проблема многих российских фирм, имеющих интересные технологии, именно в том, что они не могут самостоятельно найти рынок сбыта».

В ходе второго раунда инвестиций в 2004 году в A4Vision вложился глава Oracle Лари Эллисон, а также компании Motorola, NTT (Япония) и Singapore Technology.

 

Идентификация туристов

 

Новые владельцы компании заинтересованы в том, чтобы разработки A4Vision легли в основу биометрических стандартов в США. Консорциум, состоящий из таких компаний, как ID Technology Partners, Logitech, Motorola, Oracle и Unisys Corporation, ставит целью вывод этого стандарта на широкий рынок. «Для этого мы пошли на необычный для отрасли шаг и открыли информацию о стандарте хранения данных, – поясняет Юхин. – С одной стороны, мы облегчили жизнь нашим конкурентам. С другой – обеспечили возможность быстрого развития в будущем».

С февраля этого года трехмерное изображение лица стало дополнительным методом идентификации личности.

В конце мая Международная организация гражданской авиации (ICAO) проведет заседание по внесению трехмерного изображения в стандарт ICAO, который определяет требования к паспортам и визам. В качестве докладчика и потенциального автора поправки приглашена A4Vision.

Летом по инициативе России произойдет обсуждение по внесению поправки, аналогичной американской, в международный стандарт ISO. Для того чтобы инициировать принятие поправки в международный стандарт, необходима поддержка хотя бы 5 стран. Делегации от Франции, Австралии, Сингапура, Америки, Италии и России уже подтвердили, что будут голосовать за принятие такой поправки.

«Организации, устанавливающие разного рода стандарты, крайне консервативны, – рассказывает Артем Юхин. – Выступая перед членами комиссии, я напомнил, что дактилоскопия существует уже более двух тысяч лет. Она использовалась еще в Вавилоне и Древнем Китае, а единый стандарт в этой области появился меньше года назад. Я бы не хотел, чтобы подобное случилось и с трехмерным распознаванием».

Тем не менее в Европе вопрос о принципах идентификации личности по-прежнему носит дискуссионный характер. Основные споры ведутся вокруг общих подходов к безопасности: будет ли создаваться единая база данных или распределенная, будет ли возможность считывать данные без согласия человека, каким будет стандарт обмена данными и т. д.

 

Обратно в Россию

 

Россия также готовится к введению новых загранпаспортов с чипом, содержащим биометрическую информацию. А4Vision предлагает поставлять цифровые камеры, способные делать обычные фотографии, а также обладающие функциями трехмерного сканера. Сейчас компания ведет переговоры с несколькими российскими системными интеграторами, чтобы с их помощью принять участие в программе замены загранпаспортов, «въехать» на этот рынок. НИИ «Восход», являющийся государственным генподрядчиком по отбору технологий для данного проекта, уже предложил А4Vision создать тестовую зону.

Другие участники рынка более сдержанны в оценках перспектив технологий трехмерного распознавания. «Для России введение биометрических паспортов – это очень трудный проект с организационной точки зрения, – говорит вице-президент по развитию бизнеса компании «Квазар-Микро» Сергей Сапельников. – Вопрос выбора базовой технологии вторичен. Несмотря на кажущуюся новизну, разработками алгоритмов в области распознавания образов занимаются уже сотни компаний, в том числе и российские».

Заместитель гендиректора по развитию фирмы «Видеофон МВ» Александр Таскаев тоже достаточно осторожно отзывается о детище Артема Юхина и указывает на то, что все существующие технологии несовершенны. «Ни один вид биометрии сам по себе не обеспечивает приемлемой на практике достоверности и надежности идентификации объекта, – считает Таскаев. – Поэтому все идут по пути интегрирования максимального количества методов в одной системе. Таким образом возможно компенсировать недостатки каждого отдельного решения и добиться приемлемого процента ошибки распознавания. Пока все технологии распознавания лица проигрывают по надежности идентификации по радужной оболочке глаза и по отпечатку пальца».

Юхин утверждает, что на данный момент точность трехмерного распознавания лиц признана не хуже, чем по отпечаткам пальцев. Кроме этого у биометрики есть и другие превосходящие характеристики: надежность, устойчивость к подделке, скорость, бесконтактность и степень не вторжения в личную жизнь.

 

Трехмерный сканер

Трехмерный сканер может использовать несколько принципов распознавания предметов. Устройство, созданное A4Vision, проецирует на объект специальный рисунок, видимый в инфракрасном диапазоне. По искажению рисунка создается трехмерная модель объекта. Сферы применения: контроль качества деталей, пластическая хирургия, биометрия. Трехмерный сканер может снимать 25 – 50 поверхностей в секунду. Это позволяет распознавать людей, двигающихся в потоке – в аэропортах или метро. В решении, используемом корпорациями, сотрудник, чтобы войти в защищенное помещение, должен несколько секунд смотреть в специальный сканер. Его лицо сканируется, сверяется с имеющимся в базе данных и, если он является сотрудником компании, дверь открывается.

 

 

Чужие пальцы

Наиболее популярным способом сегодня является идентификация по отпечаткам пальцев. Противники дактилоскопии утверждают, что технология ненадежна. К примеру, в конце 2003 года телекомпания CBS сообщила о случае сбоя в системе дактилоскопии. В штате Пенсильвания был арестован некий Рик Джексон, которого обвинили в убийстве своего друга. На месте преступления остались отпечатки пальцев, и экспертиза заключила, что они принадлежат Джексону. Суд приговорил Джексона к пожизненному тюремному заключению. Джексон отрицал свою вину. Только специалисты ФБР смогли доказать, что отпечатки, найденные на месте убийства, принадлежали другому человеку, хотя и имели почти стопроцентное сходство с отпечатками Джексона.

Еще по теме