Третий – не лишний

Швейцарский трейдер Glencore станет третьим участником в слиянии «Русского алюминия» и СУАЛа. По данным The Financial Times (FT), компании уже подписали предварительное соглашение об объединении и заручились поддержкой Кремля. Если сделка состоится, будет образована крупнейшая алюминиевая компания в мире, а Россия возьмет реванш за неудавшееся слияние «Северстали» с Arcelor.

Предполагается, что в новой компании «Русал» будет владеть 64,5% акций, СУАЛ – 21,5%, a Glencore – 14%. Как сообщается в FT, о сделке может быть объявлено в конце сентября. В результате этого объединения появится компания, выпускающая ежегодно 4 млн тонн первичного алюминия и 11 млн тонн глинозема. Для сравнения: лидеры алюминиевого рынка – американская Alcoa и канадская Alcan – выпускают примерно по 3,5 млн тонн первичного алюминия. По мнению экспертов, стоимость создаваемой компании составит около $30 млрд.

Всю прошлую неделю рынок будоражили слухи о возможном слиянии «Русала» с СУАЛом, которое позволило бы монополизировать отечественный алюминиевый рынок. Но не более того. Привлечение в партнеры международной компании дает российским участникам сделки куда больше возможностей. Тройной союз позволит Дерипаске стать активным игроком на рынках поглощений зарубежных металлургических активов. Кроме того, по условиям соглашения Дерипаска через три года сможет выкупить долю швейцарцев в единой компании.

Что касается СУАЛа, то владелец компании Виктор Вексельберг давно искал партнера для своего бизнеса. Переговоры велись с Alcoa, Alcan, Anglo American и Hydrо, а три года назад сорвалась сделка с Fleming Family & Partners. В настоящее время СУАЛ испытывает дефицит средств для развития проектов в других секторах экономики. За счет возможного слияния он снимет с себя бремя ответственности за металлургический блок, оставаясь совладельцем крупнейшей алюминиевой империи.

Швейцарская Glencore является одним из ведущих мировых поставщиков товаров и сырья для разных областей промышленности. Ее активы превышают $32 млрд. Glencore не новичок в России. Компания торговала российским алюминием, была совладельцем «Мечела», кредитовала Михаила Гуцериева, когда он создавал «Русснефть».

Хотя в «Русале» и СУАЛе до сих пор уверяют, что разговоры о слиянии не более чем слухи, Дерипаска уже сделал первые шаги к объединению. Компания начала выкуп у миноритарных акционеров акций принадлежащих ей заводов. Это позволит Дерипаске получить полный контроль над активами. Бумаги приобретаются по ценам, превышающим котировки на продажу бумаг в системе RTS-Board. Как считает аналитик Альфа-банка Владимир Жуков, покупка акций сейчас обойдется «Русалу» гораздо дешевле, чем после слияния и возможного IPO.

Однако грандиозным планам Дерипаски могут помешать намерения СУАЛа как можно скорее провести IPO. В этом случае сделка Glencore и «Русала» окажется под угрозой срыва. Контроль над публичной компанией обойдется намного дороже. «Кроме того, «Русалу» придется стать прозрачнее гораздо раньше намеченного времени. Российская алюминиевая отрасль к раскрытию информации о себе пока не готова», – говорит аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова.