Трезвый расчет
Отца современного туризма Томаса Кука нередко путают с его однофамильцем, которого, согласно распространенному заблуждению, съели аборигены. Причины путаницы понятны: оба Кука посвятили свою жизнь путешествиям. Но капитан Джеймс Кук путешествовал сам, тогда как Томас Кук, живший столетием позже, помогал путешествовать другим.
Томас Кук (Thomas Cook) родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 года. Его отец, небогатый фермер, скончался, когда сыну было всего десять лет, из-за чего мальчику пришлось бросить школу и пойти работать – сначала садовником, а чуть позже печатником. Впоследствии он также освоил ремесло краснодеревщика.
В семнадцать лет Томас Кук примкнул к баптистам и стал проповедовать слово Божье в окрестных деревнях. Красноречивый и деятельный молодой человек быстро завоевал авторитет среди местных жителей.
Паровоз против зеленого змия
Как и многие другие баптисты, Кук был убежденным противником пьянства, которое считал основной причиной бедности. В своих устных выступлениях и печатных памфлетах он неустанно бичевал этот порок, пока не задумался о более действенных методах борьбы с ним.
В 1840 году было открыто железнодорожное сообщение между городами Дерби и Рагби. 9 июня 1841 года (именно на эту дату Кук ссылается в воспоминаниях) Томаса озарило: железную дорогу, это чудо цивилизации, можно использовать в целях пропаганды здорового образа жизни! Мысль эта посетила 32-летнего Кука как раз по дороге на очередное собрание клуба сторонников трезвого образа жизни в Лейстере. Явившись туда, он предложил соратникам нанять целый поезд для того, чтобы доставить делегатов на ежеквартальный съезд борцов с пьянством, который должен был состояться четырьмя неделями позже в Лафборо. Идея была встречена с одобрением, и уже на следующий день Кук явился к главе железнодорожной компании Midland Railway, который тоже поддержал сулившее хорошую прибыль начинание. На организацию поездки ушло две недели: нужно было разрекламировать поездку, распространить среди желающих «путевки» стоимостью в один шиллинг, позаботиться о питании и развлечениях в Лафборо и т.п.
Историческое событие состоялось 5 июля 1841 года. 570 человек организованно погрузились в поезд и отбыли в Лафборо. Прямо с вокзала огромная процессия направилась в городской парк, где был проведен трехчасовой митинг. Проголодавшимся делегатам предложили выпить чая с бутербродами; кроме того, для них были организованы танцы и соревнования по крикету. Поздно вечером тем же поездом усталые, но довольные путешественники вернулись в Лейстер, где их встречала восторженная толпа горожан.
Мероприятие, несомненно, удалось, и с этого дня Кука завалили просьбами организовать похожие поездки. Он с готовностью шел навстречу пожеланиям. Рекорд в несколько сотен экскурсантов вскоре был перекрыт: к примеру, в рамках специальной детской прогулки Кук свозил из Лейстера в Дерби и обратно около 3000 учеников воскресных школ.
По скоттовским местам
Поначалу Кук занимался организацией экскурсий без всякой выгоды для себя. Но постепенно добровольная «нагрузка» стала требовать все больше внимания и времени. Кук бросил ремесло краснодеревщика и целиком посвятил себя новой профессии – туристического агента. В 1845 году он организовал первую платную экскурсию в Ливерпуль – этот порт с живописными окрестностями пользовался большой популярностью у путешественников.
По мнению самого Томаса Кука, успех его компании в первые годы был обусловлен тем, что он лично принимал участие в большинстве поездок. Железные дороги в то время были новинкой, и многие пассажиры откровенно побаивались путешествовать поездом. Таким клиентам важно было видеть рядом с собой спокойного и уверенного Кука. Впоследствии, когда хозяин агентства уже не успевал участвовать во всех поездках, он много внимания уделял вопросам безопасности и комфорта.
В 1846 году Кук открыл эру тематических путешествий – с экскурсии по Шотландии, где творили Роберт Бернс и Вальтер Скотт. Идея была беспроигрышная, ведь их творчество пользовалось в Великобритании огромной популярностью, многие поклонники Бернса и Скотта ухватились за возможность увидеть родину своих кумиров. За этим проектом последовали другие – туры по Ирландии, Уэльсу, острову Мэн и прочим уголкам Британии.
В 1851 году в Лондоне состоялась крупная торгово-промышленная выставка, которая вызвала большой интерес в обществе. Еще задолго до этого события Томас Кук начал готовиться к нему. Он исколесил всю Англию, организовывая для рабочих специальные клубы. Идея была проста: их члены еженедельно платили в кассу клуба небольшую сумму, а в результате получали билет до Лондона и обратно. В его стоимость была включена также оплата ночлега и питания. Акция пользовалась грандиозным успехом: всего Кук привез на выставку более 165 000 человек.
Кружной маршрут в Париж
В 1855 году подобная выставка, но уже международная, прошла и в Париже, что дало Куку возможность распространить свою деятельность за пределы Великобритании. Он попытался договориться с компаниями, перевозившими пассажиров через Ла-Манш, чтобы они предоставили ему скидки, но понимания не встретил. Поэтому Кук предложил своим клиентам кружной маршрут с остановками в Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и в Париже. В Лондон туристы возвращались через Гавр или Дьепп. Это было долгое, но увлекательное путешествие, и Кук постарался сделать его максимально комфортным. Он заключил контракты со множеством гостиниц и транспортных компаний, издал путеводители, в которых не только описывались достопримечательности, но и давались советы, как вести себя в чужой стране. И вновь Кука ждал успех. Сам император Наполеон III благожелательно оценил его усилия и через личного секретаря передал свою благодарность.
В июле 1863 года Томас Кук организовал первую поездку в Швейцарию. К концу сезона при его содействии эту страну посетили более 500 человек. Вскоре была разработана серия маршрутов, охватывавших все районы Швейцарии. В ноябре того же года Кук впервые посетил Италию, после чего она была включена в список стран, с которыми он работал.
В 1864 году к отцовскому бизнесу присоединился сын Томаса – Джон Мейсон Кук (в 1871 году он стал равноправным партнером, и в честь этого события компания получила название Thomas Cook & Son). Под руководством Кука-младшего были разработаны первые заокеанские маршруты. Примечательно, что компания Кука организовывала туры для англичан в США, а для американцев в Европу, помогая потомкам эмигрантов познакомиться с исторической родиной.
«Освоив» страны Запада, Томас Кук обратил свое внимание на Восток. Среди наиболее впечатляющих проектов этого направления – организация паломничества христиан по библейским местам. Ранней весной 1869 года первые 60 путешественников из Европы пересекли Палестину на лошадях. Их сопровождало несколько десятков сотрудников Кука, в том числе охранники с собаками. За караваном следовало множество вьючных животных, нагруженных всем необходимым. Туры по Святой Земле пользовались необычайной популярностью среди представителей высших классов Европы, в том числе членов королевских семей. Впоследствии веротерпимый Кук организовывал поездки в Мекку для мусульманских паломников.
Агент правительства
Экспансию агентства Кука на Восток поддержало британское правительство, которое считало, что туризм помогает укреплять связи между Великобританией и ее колониями. Так, премьер-министр Гладстон лично поручил Куку организовать поездки состоятельных англичан в Индию, а богатых индусов – в Англию. Правительственный заказ был выполнен с блеском: индийское отделение компании не знало отбоя от клиентов.
Огромного успеха Thomas Cook & Son добилась и в Египте. Богатые англичане и раньше совершали вояжи в эту страну, однако именно Томас Кук сумел сделать ее привлекательной для массового туризма. Поворотной точкой стало открытие в 1869 году Суэцкого канала, на этой церемонии Кук присутствовал лично. Отныне путешествия на Восток занимали значительно меньше времени, и английская компания не преминула этим воспользоваться.
В 1870 году хедив (правитель) Египта Исмаил назначил контору Кука официальным агентом по организации пассажирских перевозок на Ниле. Спустя еще десять лет египетское правительство передало Куку полный контроль над всеми пассажирскими пароходами, курсировавшими по Нилу. Неудивительно, что обыватели начали именовать великую реку «каналом Кука».
В августе 1882 года английские войска с одобрения хедива оккупировали Египет. Хотя формально страна сохраняла независимость, де-факто она стала протекторатом Британской империи. Для путешественников из Европы присутствие военных служило гарантом безопасности, поэтому количество туристических поездок в Египет резко возросло. Отдых на берегах Нила из привилегии богачей превратился в относительно недорогое и доступное удовольствие для представителей среднего класса. А контора Кука умела подстроиться под вкусы путешественников из разных слоев общества. Состоятельным туристам она предлагала роскошные круизы по Нилу с непременным осмотром всех египетских достопримечательностей – от пирамид до сфинксов. Небогатым – программу попроще.
В начале 1880-х годов путешествие из Лондона в Египет и обратно стоило от 81 до 119 фунтов в зависимости от маршрута и пассажирского класса. «Путевка» включала билеты на поезда и пароходы, проживание в европейских и египетских гостиницах, экскурсии, услуги проводников, наем вьючных животных, чаевые. Ни одна мелочь не была забыта: компания Кука заботилась даже о том, чтобы во время верховых прогулок женщины были обеспечены дамскими седлами. Кроме того, путешественники, находясь на борту принадлежавших компании пароходов, могли рассчитывать на бесплатное питание. Из своего кармана им приходилось оплачивать только спиртное: убежденный трезвенник Кук оставался верен себе.
Надо сказать, что контора Кука перевозила не только мирных путешественников. В 1884 году британское правительство наняло эту компанию для быстрой переброски войск и боеприпасов в район осажденного города Хартума, где был заперт генерал Чарлз Гордон вместе со своими людьми. По условиям контракта, Thomas Cook & Son должна была перевезти 18 000 солдат, около 40 тонн продовольствия, 40 тонн угля и 800 вельботов. Джон Мейсон Кук лично наблюдал за ходом работ, в которых было задействовано 5000 человек. Несмотря на все усилия, в январе 1885 года Хартум пал, а генерал Гордон погиб. Однако участие Кука в спасательной операции было оценено по достоинству и еще больше укрепило репутацию компании в глазах правительства и общества.
164 года странствий
1841 Томас Кук начал первые платные экскурсии по городам Англии.
1855 Компания Кука выходит на европейский рынок.
1864 Предпринимаются первые заокеанские путешествия.
1870 Томас Кук монопольный оператор египетского направления.
1884 Компания принимает участие в военных действиях в Хатруме.
1892 Томас Кук ушел из жизни. Дело возглавил его сын Джон Мейсон Кук, переживший отца всего на семь лет.
1899 Бизнес перешел к внукам Томаса – Фрэнку Генри, Эрнесту Эдварду и Томасу Альберту.
1928 Внуки продали Thomas Cook & Son ее главному конкуренту – франко-бельгийской компании Wagons-Lits.
1940 Парижское и брюссельское отделения Wagons-Lits были захвачены фашистами, компания Thomas Cook & Son перешла под контроль британского правительства.
1942 Британское правительство передало контрольный пакет акций компании четырем крупнейшим железным дорогам страны.
1946 Thomas Cook & Son окончательно отделилась от Wagons-Lits и стала частью British Railways.
1972 Thomas Cook & Son вновь перешла в частные руки. Ее приобрел консорциум в составе Midland Bank, Trust House Forte и Automobile Association.
1977 Midland Bank выкупил доли своих партнеров и стал единоличным владельцем компании.
1992 Midland Bank продал Thomas Cook & Son немецкому банку WestLB и чартерной авиакомпании LTU Group.
2000 Thomas Cook & Son вновь сменила владельца и стала собственностью немецкой туристической фирмы C&N Touristic, которая, в свою очередь, принадлежит германской ритейловой сети Karstadt Quelle и авиакомпании Lufthansa.