Три главные банковские тенденции лета
Изменений в нашем нынешнем списке крупнейших банков России не много, что лишний раз свидетельствует о стабильном положении российской банковской системы. Такая стабильность (наблюдаемая уже на протяжении более чем полугода) может также служить и признаком скорой банковской консолидации. О том, что такая консолидация должна начаться в ближайшие полгода-год, косвенно свидетельствует и тот факт, что у ведущих российских банков растет коэффициент общей ликвидности. В основном это связано с ростом свободных остатков на расчетных счетах компаний – клиентов ведущих российских банков (сырьевых экспортеров), как об этом уже неоднократно писал «Ко». Однако в определенной степени такой эффект обусловлен также ростом собственных средств российских финансовых институтов. В связи с этим уместно предположить, что большинство российских банков выберут стратегию агрессивного расширения бизнеса, которое по большей части будет происходить за счет слияний и поглощений.
Другой отличительной чертой российской банковской системы (и нашего списка крупнейших банков) является то, что этот сектор приобретает черты цивилизованного финансового бизнеса – с минимумом скандальных новостей, отсутствием громких банкротств и ясными правилами игры, в установлении которых особенно активное участие принимает сегодня российский Центробанк.
Наконец, в отечественном банковском бизнесе проявляется и третий признак зрелой банковской системы – специализация кредитно-финансовых институтов по клиентским сегментам рынка и по видам оказываемых услуг. Разделение по клиентским сегментам – наиболее традиционно для российской банковской системы. Можно предложить такую классификацию: банк «одного клиента» (крупной экспортирующей и сырьевой компании); банки, специализирующиеся на обслуживании экономических отраслей (лесной, металлургической, нефтегазовой); банки, работающие с торговыми компаниями; специализирующиеся на обслуживании мелкого бизнеса и т.д. Это означает, что финансовые показатели некоторых банков – особенно находящихся в первой полусотне – могут сильно колебаться в зависимости от того, как складываются дела у их главных клиентов, зависящих от мировой конъюнктуры цен на сырье, а также от макроэкономической ситуации внутри страны.
Впрочем, все вышесказанное вовсе не означает, что наш список останется неизменным на протяжении многих месяцев. В нем появились три новичка – это Молодежный Бизнес Банк, поднявшийся в нашем списке с 448-го на 87-е место, Дил-банк, также впервые вошедший в список крупнейших, поднявшись с 560-го места, и Сибакадембанк, медленно, но уверенно прокладывающий себе путь наверх. В этом месяце он вновь вошел в список 200 крупнейших по версии «Ко», покинув его пять месяцев назад. Существенно увеличил собственный капитал и банк «Визави», занимающий в нашем списке крупнейших 71-е место. Увеличенный собственный капитал позволит ему войти в список 50 крупнейших банков России.
Кстати, несмотря на разговоры о хронической недокапитализированности российской банковской системы, за прошедший год 23 российским банкам удалось нарастить собственный капитал более чем на 1 млрд рублей. Среди них всего три банка с участием иностранного капитала – Райффайзенбанк Австрия, Международный Московский Банк и Ситибанк. Так что если судить по этому показателю, иностранные банки пока не проявляют на рынке той агрессивности, которой опасаются многие их российские коллеги. Десятка лидеров по приросту собственного капитала за год выглядит следующим образом (в порядке убывания): Сбербанк России, Внешторгбанк, Банк Москвы, Газпромбанк, НИКОЙЛ, «Уралсиб», «Российский Капитал», Ситибанк и Татфондбанк.