Три плюс ноль

01.02.199900:00

САМЫЕ смелые мысли о судьбах России становятся достоянием гласности вдали от Родины. Находясь на конференции в ЮАР в октябре прошлого года, министр топлива и энергетики Сергей Генералов, раскрыл собравшимся там финансистам и промышленникам планы объединения оставшихся в государственной собственности нефтяных компании России. Имелись в виду «Роснефть» (государству принадлежит 100%), «Славнефть» (75%) и «Онако» (85%). Объединенная добыча этих компаний составляет порядка 32 млн т.

Позже стало известно, что варианты воссоздания национальной нефтяной компании активно обсуждались руководством министерства и представителями крупнейших частных компаний еще летом 1998 года. Как рассказал Сергей Генералов в интервью «Независимой газете», в июле прошлого года главы ЮКОСа и «ЛУКойла» Михаил Ходорковский (признан в России иностранным агентом) и Вагит Алекперов отговаривали его от идеи создания национальной компании, предлагая «все поделить». Фактически тогда и началась борьба частного капитала и государства за государственную же собственность.

И вот на прошлой неделе вице-премьер Владимир Булгак озвучил окончательную идею правительства объединить упомянутые три компании в одну - «объединенную нефтяную». Процесс объединения должен завершиться в течение 1999 года, и государство будет владеть 75% акций новой компании. «ЛУКойлу» и ЮКОСу в участии в разделе госсобственности было отказано. Напомним, что последним предложением двух крупнейших компаний был обмен части своих акций на право управлять государственными активами (каждая компания составила свою, наиболее выгодную, на ее взгляд, комбинацию: «ЛУКойл» хотел «Онако» и «Славнефть», а ЮКОС не хотел «Славнефть», но был бы рад получить «Роснефть»). Зато неожиданно появился новый фаворит - Тюменская нефтяная компания, о привлечении которой к проекту (также в обмен на акции) заявили в правительстве. Руководство ТНК уже на следующий день сказало, что не считает целесообразным объединение с тремя госкомпаниями, а предпочитает свой вариант - присоединение «Славнефти».

Между тем создание ОНК, по мнению независимых аналитиков, не позволит увеличить эффективность трех объединяемых нефтяных компаний. Так, например, по расчетам инвестиционной компании UFG, новая структура будет уступать по объему добычи «Сургутнефтегазу» (третьей по величине российской нефтяной компании), а число работников в ней при этом будет почти вдвое превышать соответствующий показатель «Сургута». Кроме того, территориальная и производственная разобщенность - не лучшие спутники сбалансированной компании. Тем не менее в нынешней ситуации государство, скорее всего, преследует лишь одну цель - централизацию управления ради упрощения доступа к столь необходимым деньгам и топливу. Однако даже простое управление новой компанией требует подготовленной команды менеджеров, которых в рядах госслужащих явно не хватает. По этой причине растаскивание государственной собственности может продолжиться и в рамках ОНК, а торги с частными нефтяными компаниями об их участии продлятся до тех пор, пока нефтяникам будет что забрать себе.